Формирование музыкально-эстетического вкуса у старшеклассников

Разделы: Музыка


Работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса невозможно проводить без предварительного исследования приверженности старшеклассников к тому или иному направлению в музыке. Данные опроса, проводимых мной учеников старших классах,  показывают, что подавляющая их часть уже являются приверженцами популярной музыки. Поэтому в работе с ними прямым, лобовым натиском на объект их поклонения невозможно добиться положительных результатов. Более того, как показывает мой многолетний опыт преподавания, навязчивое утверждение превосходства народной, классической и современной академической музыки над популярной вызывает у молодёжи негативную реакцию.

Всем нам необходимо уяснить, что при всей неоднозначной ценности и специфичности рок-музыки, ей должно быть отведено своё место в разнообразном мире музыки в неразрывной связи с другими жанрами.

Необходимо подчеркнуть, что эстетические оценки того или иного жанра музыки должны появляться на более позднем этапе работы с детьми, после того как будут даны определения и проанализированы музыкальные образцы этих жанров и направлений. Речь идёт не о преподавании формально-оценочного типа: «Это хорошо, а это плохо», а о том, что прежде чем дать оценку тому или иному музыкальному явлению, необходимо хорошо знать его и тому, кто оценивает, и тому, кто оценку принимает к сведению.

На уроках искусства школьников знакомлю с различными стилями и направлениями популярной музыки. Коммерчески-потребительская массовая музыкальная культура ставит перед собой абсолютно утилитарные цели: «удовлетворять» слушателей наиболее «гладко» звучащими, легко, без всяких усилий воспринимаемыми произведениями. Как указывал немецкий философ и социолог музыки Теодор В. Адорно «в результате увлечения популярной музыкой у подростка происходит эффект оглупления».

Конечно, «эффект оглупления» является доминирующим свойством не всей популярной музыки. Что касается рок-музыки, то она выступает с прямой критикой этого свойства популярной музыки, пытаясь вывести массовое музыкальное  искусство из тупика пошлого потребительства. По сути дела, рок-музыка является реакцией популярной музыки на всё более углубляющуюся её зависимость от коммерческих систем производства и распространения. Уже за оппозицию пошлости и заштампованности поп-музыки, за желание идти в ногу со временем, отражая реальную жизнь и выражая отношение к этой жизни, рок-музыку можно уважать. Но, к сожалению, бывает и так, что наименее радикальные, но наиболее простые направления рок-музыки, например как хеви-метал, оставаясь по некоторым признакам в сфере рока,  целиком оказываются абсолютно коммерциализированными.

Однако говорить об этом школьникам – подросткам прямо и в лоб – было бы неправильно. Чтобы убедить детей, что, хеви метал, в его современном  виде представляет наименее ценную часть рок музыки, необходимо рассказать им об истории возникновения, развития и деградации этого направления. Это тем более важно, так как первоначальный хэви метал нельзя считать ни примитивным, ни пошлым, ни отупляющим. Напротив, он был тогда (особенно в США) одной из наиболее радикальных форм рок-музыки.

Для формирования у школьников музыкально-эстетического вкуса необходимо познакомить их с историей возникновения «тяжёлой» рок-музыки. Этому я отвожу ей три занятия.
Первой формой рок-музыки был рок-н-ролл, возникший в США в середине 50-х годов. С 1955-1964 г.г. рок-н-ролл утвердился как музыка для подростков. Это была музыка для танцев, для ухаживания, под которую можно было слоняться по улицам, – это были незатейливые любовные песни.

Этот первоначальный период сменился золотым веком молодёжной музыки, который продолжался с 1964-1967 г.г. «Битлз» и Боб Дилан столкнулись с Элвисом Пресли; рок-н-ролл и «поп» смешались с блюзом, соул, фолком и протестом; в результате песни стали захватывающими, интригующими и отражающими действительность, и слушательская аудитория превратилась в сидячую.

Единство поп- и рок-музыки продолжалось не долго, однако разграничение новой формы рока и поп-музыки проходило довольно медленно. Специфические формы производства и потребления  «традиционного» рока были сформированы между 1967 и 1971 годами  и вылились в возрастание числа групп и исполнителей, ориентирующихся на производство цельных долгоиграющих пластинок-альбомов, отличающихся от предыдущих тем, что все музыкальные произведения альбома были объединены одной идеей, в связи с чем весь альбом воспринимался как цельное произведение. В это время утверждали свою популярность супер-рок-группы «Джетро Талл», «Э.Л.П.», «Пинк Флойд», «Йез» и другие.

Всё больше рок музыка становится политизированной. Уже в середине 60-х годов тексты песен, например Боба Дилана и «Битлз» – это подлинные манифесты «нового левого» движения. Этот же период характеризуется возникновением такого конгломерата явлений в рок музыке США, Великобритании и Нидерландов, как «андерграунд-рок» – «подпольный», или «подземный» рок. К нему относятся группы «Дорз», «Айрон Баттерфляй», «Лед Цеппелин», «Дип Пёрпл»  являвшиеся одновременно  и основоположниками  хэви-метал первой волны.

Исторически нынешний хэви-метал ведёт свою родословную от английского хард-рока и частично от американского хеви-рока. Главным идолом, которому поклоняются почти все музыканты «металлических» групп, является  хард-роковая группа «Дип Пёрпл». В ней выросли такие поистине выдающиеся рок-музыканты, как гитарист Ричи Блэкмор, органист Джон Лорд, певец Ян Гилан. Участники её, ставя перед собой значительные эстетические задачи, добивались на пути их реализации немалых положительных результатов. Однако современные «металлические» группы и не помышляют не о каком творческом поиске, используя давно изобретённые и хорошо проверенные нехитрые музыкальные приёмы.

Хард-рок конца 60-х – начала 70-х годов и был музыкой  той части молодёжи, которая не могла (даже с помощью вовремя пришедших на помощь идеологов контркультуры) расстаться со своим вчерашним прошлым, забыть вчерашние, хотя уже и рухнувшие надежды. Этим и вызвана  противоречивость его музыкальной формы, которая должна была отразить то сложнейшее духовное состояние, в котором находилась описанная выше часть западной молодёжи. Необыкновенно мощный, режущий, действительно «металлизированный» (за счёт различного рода преобразований тембра электрогитары) звук словно символизировал реальность цивилизации, в которой музыкантам предстояло примирить собственно музыку. Причём не ту примитивную, которая господствовала в рок-н-ролле 50-х – начале 60-х годов и которая лишь выражала презрение к культуре отцов. И не ту, которая, эстетически ценная (например Боб Дилан, «Битлз» и др.), «запятнала» себя связью с «новыми левыми» экстремистами, использовавшими её как наиболее действенную часть своей идеологии. А новую, более основательную, имеющую истоки духовности в метафизических глубинах музыки «Нового времени» («Дип Перпл»), или  в природных метафизических основаниях негритянского блюза («Лед Цеппелин»).

Именно невероятная тяжесть  хард-рока, в сочетании с быстрым темпом некоторых композиций вызывающая ощущение скандала, погрома (зачастую и на самом деле инсценируемых музыкантами на сцене), вводит в заблуждение многих слушателей, считающих, что хард-рок является музыкой бунтующей молодёжи. На самом деле, изучая тексты песен, видно, что проблемы волнуют музыкантов прежние, традиционные, однако позиция, с которой они подходят к их рассмотрению, изменилась. Теперь это уже всего лишь пассивная констатация факта, хотя и негативного с точки зрения музыкантов группы. Какая-либо программа изменения существующего положения и, самое главное, призыв к такому изменению полностью отсутствует.

Отсутствие активисткой направленности в произведениях «тяжёлого рока» не следует понимать буквально. Во многих из них всё же имеет место прямой призыв к действию. Однако этот призыв не является социально ориентированным, а представляет собой попытку спровоцировать  индивидуалистические (а не индивидуальные, что очень важно) желания, чаще всего направленные на удовлетворение психофизиологической потребности.

Довольно часто тексты песен вообще бывают бессмысленными. В связи с этим меняется функция вокалиста  в композициях хард-роковых групп. Голос певца превращается  в один из музыкальных инструментов. Неважно, что поёт вокалист, важно, как он использует свой голос. Если раньше рок-певец должен был красиво и разборчиво (на фоне мелодии, воспроизводимой собственным голосом) произнести текст в целях доведения до слушателя его содержания. Хард-роковый певец должен не просто перекричать необыкновенно громко звучащие инструменты, а спеть экспрессивно и по возможности красиво. Поэтому нагрузка на вокалиста в хард-роке сильно возросла, и они стали освобождаться от музыкальных обязанностей. Вокалист уже ни на чём не играл – только пел.

У музыкантов – представителей хард-рока – была эстетическая идея. Но вот проходит десятилетие, и «тяжёлый рок» приобретает упрощённую форму хеви-метал 80-х годов. Начинается он с «Кисс» и «Эй-Си / Ди-Си». Ценности «Тяжёлого рока», связанные с отрицанием традиционных устоев буржуазного общества, постепенно выхолащивались из него по мере того, как падала эстетическая ценность и популярность всей традиционной рок-музыки первой половины 70-х годов, а вместе с ней и классического хард-рока, полностью на неё опирающегося.

С наступлением 21-го века, и особенно в последнее время интерес к классической рок-музыке у молодёжи значительно вырос. Всё это указывает на то, что её изучение необходимо в школе, и что она занимает своё  достойное место в мировой музыкальной культуре.

Изложенный мной выше материал я преподношу учащимся с демонстрацией слайдов и прослушиванием наиболее характерных музыкальных произведений той или иной рок-группы. Причём использую для этих целей виниловые пластинки и проигрыватель, чтобы ребята ещё больше могли почувствовать дыхание эпохи зарождения и расцвета рок-музыки. У многих школьников возникает желание вести альбом, в который они вносят составы полюбившихся им рок-групп, приклеивают их фотографии и т.п. Всё это я приветствую, предлагаю им дополнительную биографическую информацию о рок-музыкантах, что, на мой взгляд, повышает шансы на конечный успех всей работы, поскольку значительно поднимает степень доверия к преподавателю у учащихся.

Многие мои слушатели в конечном итоге начинают проявлять интерес не только к лучшим образцам рок-музыки (поклонниками одного из направлений которой они являются), но и к лучшим произведениям мировой музыки вообще.