Воспитательная работа с учащимися младшего школьного возраста. Сотрудничество семьи и школы

Разделы: Социальная педагогика


«Чтобы воспитывать ребёнка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности ..важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимо знание людей, которые его окружают, условий, в «которых он живет. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы»

Н.К.Крупская

В процессе воспитания сегодня наиболее актуальны идеи стимулирования внутренних сил личности каждого ребёнка, организации учебной и внеурочной деятельности так, чтобы были востребованы самостоятельность его мысли и действия. Планируя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста

К наиболее специфическим относятся впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личная симпатия к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, наивность и, что не менее важно учитывать, обидчивость. Именно в начальной школе начинается процесс самоформирования личности, закладка мотивов самосовершенствования и самоопределения.

Воспитание – это сложный, длительный и непрерывный педагогический процесс Ведущая роль в этом процессе отведена семье. В семье особая, ни с чем несравнимая притягательная сила для человека Родственные узы связывают всех членов этого маленького коллектива и родители являются основными воспитателями. Желание всех родителей – видеть своих детей всесторонне развитыми, успешными. Однако осуществить это весьма сложно Необходимо, чтобы сам уклад семьи был организован педагогически правильно И помочь в этом призвана школа, сделав родителей соучастниками всего воспитательного процесса.

Одним из важных аспектов воспитания ребёнка является единство требований семьи и школы Только единые требования способствуют выработке определённого стереотипа поведения, в основе которых лежит любовь и уважение к личности воспитанника Нельзя требовать уважения к взрослому, если тот не уважает ребёнка. Дети очень тонко это чувствуют и мгновенно распознают фальшь. Только искренностью можно завоевать авторитет и любовь ребёнка. Любовь – это творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений

Часто ошибки в воспитании детей порождаются педагогической неграмотностью родителей Некоторые считают своей главной обязанностью обуть, одеть и накормить ребёнка В таких семьях дети, как правило, предоставлены сами себе. За ними осуществляется лишь формальный контроль, а на самом деле ребенком мало интересуются. Это часто приводит к отклонениям в поведении Вместе с абсолютной свободой к ребёнку приходит одиночество

«Человечность, сердечность, чуткость и отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений...»

В.А.Сухомлинский

Только уважая личность ребёнка, можно помочь ему лгать человеком в самом высоком смысле этого слова. Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, быть собранным, рационально распределять своё время, ежедневно трудиться (выполнять домашние задания) –  всему этому нужно учить. Учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному и творческому труду. Любой труд для ребёнка должен быть увлекательным. Там, где нет интереса появляется скука, равнодушие, апатия. В самой природе ребенка заложена познавательная активного Им необходимы события, потрясающие их воображение и конечно коллектив: семья, класс, друзья во дворе.

Познавательная активность, потребность, в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной. Сюжетно-ролевые игры призваны способствовать развитию мышления, памяти, смекалки, внимания, творческого воображения, пространственных представлений, наблюдательности, самоконтроля.  Научить детей контролировать не только свои действия, но и поступки – задача не менее важная. В. А. Сухомлинский говорил, что корни добрых чувств закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Труд оказывает большое влияние на формирование духовной и физической личности человека

Любое задание, предложенное школьнику, должно быть ему по силам, а значит мотивировать. Тогда можно развивать многие ценные качества, такие как аккуратность, исполнительность, целеустремленность, самостоятельность, а главное удовлетворенность Признание его работы будет лучшей наградой за труд.

Важно в раннем школьном возрасте продолжать воспитывать способности воспринимать прекрасное, возвышенное в действительности и искусстве, в поведении окружающих, стремление участвовать в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека и природой, умения жить и общаться с окружающими по законам красоты.