Урок по литературному чтению по программе "Школа–2100" во 2-м классе "Сказка мудростью богата"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (921 кБ)


Слайд №1

Несколько уроков мы с вами знакомились со сказками восточных народов.

Давайте вспомним, что это за сказки и какими народами они были написаны.

Слайд №2

– Татарская сказка “Мудрый старик”.

Слайд №3

– Киргизская сказка “Мудрая девушка”.

Слайд №4

– Киргизская сказка “Дэйканбай и Дэв”.

Слайд №5

– Давайте поговорим о киргизской сказке “Мудрая девушка”. Дома вы прочитали третью часть этой сказки и сейчас у вас сложились собственные мнения, которыми мы с вами поделимся. Прежде, чем начать обсуждения, давайте вспомним некоторые слова, которые попадались вам в тексте.

– Кто такой падишах?

Слайд №6

– Что обозначает слово: “наставление”?

Слайд №7

– Что обозначает слово: “именитый”?

Слайд №8

– Кто такой хан?

Слайд №9

– Что вы узнали о Сарыбае?

– Каким он был человеком?

(После ответов детей – Слайд №10)

– Прочитайте его слова, которые справедливы до сих пор.

(После ответов детей – Слайд №11)

– Как вы понимаете эти слова?

– Прав ли Сарыбай, говоря их.

(Да, ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай).

– Кто настоял на том, чтобы ханом был пастух? (киргизы уважительно относятся к аксакалам).

– Кто такие “аксакалы”?

Слайд №12

– Что вы узнали о жизни киргизов из этой сказки?

– Как Болотбек правил ханством?

– О какой жене мечтал Болотбек?

– Что обозначает имя Даанышман?

Слайд №13

– Давайте попробуем охарактеризовать два персонажа: Болотбека и Даанышмана.

Слайд №14

– Какие загадки загадал Болотбек?

Слайд №15

Инсценировка двумя детьми эпизода сказки (девочка – Даанышман; мальчик – Болотбек).

– Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?

– Как к ней относились знатные богатые девушки?

– Почему Болотбек женился на Даанышман?

– Какое качество жены он ценил особенно?

– Попробуем озаглавить прочитанные части сказки.

(После ответов детей – Слайд №16).

– Рассмотрите иллюстрации к сказке. Давайте сравним их. (стр. 15 и 16)

Слайд №17

Слайд №18

– Что их объединяет?

– Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций?

– Кто главный герой на первой иллюстрации?

– Кто второй?

– Как художник выделяет главного героя? (План, краски, поза, выражение лица?)

(Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты).

Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик героев, их одежду…

– Чем Даанышман разгневала хана?

– Как она помогла ему понять несправедливость его упреков?

– Какой момент сказки понравился вам больше всего?

– Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем?

– Давайте в тетради выполним задание №3 на с.33

Слайд №19

– Попробуем составить схему в тетради на с.33

Слайд №20

– Что объединяет прочитанные нами сказки?

Слайд №21

– Хочется ли вам ещё читать сказки о мудрости?

– Что вы ждете от новых встреч со сказками?

– Мудрость ценилась не только у народов Востока. Среди русских сказок тоже есть сказки о мудрых людях.

– Откройте книгу на с.19

Слайд №22

– Прочитайте название.

– Что оно вам напомнило?

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Кого вы на ней видите?

– Как передает художник внутреннее состояние, настроение героев?

Чтение сказки по частям (можно инсценировать диалог двух братьев).

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с.21

Слайд №23

– Какой вы представляете себе главную героиню сказки? Как изобразил её художник?

По ходу чтения комментируется значение слов.

Слайд №24

Слайд №25

Слайд №26

Вопросы после чтения.

– Из-за чего спорили братья?

– Почему судьи не разрешили их спор?

– Какие загадки загадал царь?

– Кто и как помог богатому брату?

– Почему женщина именно так отгадала загадки? Можно ли назвать её глупой?

(Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья).

– Как отгадала эти загадки дочь-семилетка?

– Чьи советы вам кажутся правильнее, мудрее? Почему?

– Что, по-вашему, случится дальше?

(Предположения детей).

Домашнее задание

Подготовиться к чтению 1-й или 2-й частей сказки по ролям (по выбору).