Слайд №1
Несколько уроков мы с вами знакомились со сказками восточных народов.
Давайте вспомним, что это за сказки и какими народами они были написаны.
Слайд №2
– Татарская сказка “Мудрый старик”.
Слайд №3
– Киргизская сказка “Мудрая девушка”.
Слайд №4
– Киргизская сказка “Дэйканбай и Дэв”.
Слайд №5
– Давайте поговорим о киргизской сказке “Мудрая девушка”. Дома вы прочитали третью часть этой сказки и сейчас у вас сложились собственные мнения, которыми мы с вами поделимся. Прежде, чем начать обсуждения, давайте вспомним некоторые слова, которые попадались вам в тексте.
– Кто такой падишах?
Слайд №6
– Что обозначает слово: “наставление”?
Слайд №7
– Что обозначает слово: “именитый”?
Слайд №8
– Кто такой хан?
Слайд №9
– Что вы узнали о Сарыбае?
– Каким он был человеком?
(После ответов детей – Слайд №10)
– Прочитайте его слова, которые справедливы до сих пор.
(После ответов детей – Слайд №11)
– Как вы понимаете эти слова?
– Прав ли Сарыбай, говоря их.
(Да, ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай).
– Кто настоял на том, чтобы ханом был пастух? (киргизы уважительно относятся к аксакалам).
– Кто такие “аксакалы”?
Слайд №12
– Что вы узнали о жизни киргизов из этой сказки?
– Как Болотбек правил ханством?
– О какой жене мечтал Болотбек?
– Что обозначает имя Даанышман?
Слайд №13
– Давайте попробуем охарактеризовать два персонажа: Болотбека и Даанышмана.
Слайд №14
– Какие загадки загадал Болотбек?
Слайд №15
Инсценировка двумя детьми эпизода сказки (девочка – Даанышман; мальчик – Болотбек).
– Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?
– Как к ней относились знатные богатые девушки?
– Почему Болотбек женился на Даанышман?
– Какое качество жены он ценил особенно?
– Попробуем озаглавить прочитанные части сказки.
(После ответов детей – Слайд №16).
– Рассмотрите иллюстрации к сказке. Давайте сравним их. (стр. 15 и 16)
Слайд №17
Слайд №18
– Что их объединяет?
– Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций?
– Кто главный герой на первой иллюстрации?
– Кто второй?
– Как художник выделяет главного героя? (План, краски, поза, выражение лица?)
(Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты).
Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик героев, их одежду…
– Чем Даанышман разгневала хана?
– Как она помогла ему понять несправедливость его упреков?
– Какой момент сказки понравился вам больше всего?
– Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем?
– Давайте в тетради выполним задание №3 на с.33
Слайд №19
– Попробуем составить схему в тетради на с.33
Слайд №20
– Что объединяет прочитанные нами сказки?
Слайд №21
– Хочется ли вам ещё читать сказки о мудрости?
– Что вы ждете от новых встреч со сказками?
– Мудрость ценилась не только у народов Востока. Среди русских сказок тоже есть сказки о мудрых людях.
– Откройте книгу на с.19
Слайд №22
– Прочитайте название.
– Что оно вам напомнило?
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Кого вы на ней видите?
– Как передает художник внутреннее состояние, настроение героев?
Чтение сказки по частям (можно инсценировать диалог двух братьев).
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с.21
Слайд №23
– Какой вы представляете себе главную героиню сказки? Как изобразил её художник?
По ходу чтения комментируется значение слов.
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26
Вопросы после чтения.
– Из-за чего спорили братья?
– Почему судьи не разрешили их спор?
– Какие загадки загадал царь?
– Кто и как помог богатому брату?
– Почему женщина именно так отгадала загадки? Можно ли назвать её глупой?
(Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья).
– Как отгадала эти загадки дочь-семилетка?
– Чьи советы вам кажутся правильнее, мудрее? Почему?
– Что, по-вашему, случится дальше?
(Предположения детей).
Домашнее задание
Подготовиться к чтению 1-й или 2-й частей сказки по ролям (по выбору).