Урок по обучению грамоте в 1-м классе "Звук [щ'], буквы Щ, щ

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить со звуком  [щ’] и буквами Щ, щ, учить читать слоги и слова с новой буквой, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
  • Развивающие: развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к русскому языку.

Оборудование: «Русская Азбука» В.Г.Горецкого; иллюстрации: «Времена года», «Овощи»; фланелеграф, демонстрационные и раздаточные схемы слогов-слияний и звуков для звуко-буквенного анализа слов; индивидуальные наборные полотна; таблица «Лента букв»; кассы букв и слогов.

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Сообщение темы урока

В нашем классе сегодня гости – учителя нашей школы. Они хотят посмотреть, чему мы научились, как умеем читать. Ещё к нам на урок пришёл сказочный гость. Кто он, мы узнаем, когда выполним все задания.
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком и буквой.

2. Объяснение нового материала

– Отгадайте загадку:

Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)

(На доске иллюстрация – лето).

– Ребята, а что вы любите делать летом?
Послушайте маленький рассказ о лете и догадайтесь, с каким новым звуком мы будем сегодня знакомиться. Этот звук в рассказе часто повторяется.

Вот роща. Около рощи речка.
В речке плещутся лещи и щуки.
Юра с товарищем пришли купаться.
С ними щенок.

(На доске поочерёдно выставляются картинки).

–  Какой звук часто повторяется? – [щ’]
– Давайте хором его произнесём и определим, какой он – гласный или согласный?
– Ещё раз произнесём и определим, какой это звук – звонкий или глухой?
– А как мы его произносим – твёрдо или мягко?
– Какие ещё буквы обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Ч, Й)
– Как будем обозначать этот звук на схеме? (зелёным квадратом)
– Кто запомнил мой рассказ о лете и может его повторить? (1 ученик)
– А теперь, ребята, подберите свои слова, в которых встречается звук [щ’]. Вам помогут картинки. (Щегол, щука, щит, щётка, ящик, плащ и другие).
– Каким может быть местоположение этого звука в словах? (В начале, в середине и в конце слова).
– Откройте кассы букв.
– Кто из вас уже знает букву, которая обозначает звук [щ’] и может найти её на классном наборном полотне? (Один ученик находит на наборном полотне, один ученик – на магнитной доске, все – в своих кассах букв).
– Звук [щ’] обозначается на письме буквой Щ, щ (ща).
– Назовём эту букву хором. В кассах есть две буквы: большая и маленькая.
– Для чего нужна заглавная буква, маленькая?
– Прочитаем слоги с этой буквой хором:

– С остальными согласными нет слогов, потому что их не бывает в русском языке.
– Обратите внимание на первые два слога. Позже, на следующих уроках, мы будем знакомиться с правилом: ЩА пиши с А, ЩУ пиши с У.
– Ребята, покажите карточку, которой мы будем обозначать эти слоги на схеме.

Физкультурная пауза под музыку

– Отгадайте следующую загадку:

Стаи птиц улетают прочь за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Когда это бывает? (Осенью).

(На доске иллюстрация – осень).

Осень щедра на подарки и угощения.
– Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты).
– Весёлые человечки – Буратино, Чиполлино и Карлсон собрали овощи и привезли нам ящик.
– Какие инструменты потребуются, чтобы его открыть? (Подсказка: в названии инструментов есть звук [щ’]).
– Из разрезной азбуки достаньте два слога ЩИ. Первый поставьте на верхнюю полоску,  второй – на нижнюю.

(Один ученик  – на доске. Два ученика составляют схемы на фланелеграфе)

– Какие это инструменты? (Клещи, щипцы).
– Молодцы! Вы быстро открыли посылку. А какие овощи нам привезли, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
– Откройте азбуки на стр. 188. Прочитайте загадки.

(На доске выставляются поочерёдно изображения овощей).

Физкультурная пауза под музыку

Игра «Помоги Незнайке».

– Помогите Незнайке прочитать слова с буквой Щ и соотнесите их со схемами:

ЩАВЕЛЬ                  ЯЩИК                  ПЛАЩ
БОРЩ                       ЩЕГОЛ                ПИЩА
ЩЕПКА                    ЩЁТКА               ЯЩЕРИЦА
ТОВАРИЩ               ЩИ                       ЕЩЁ

– Прочитайте слова, в которых один слог.  (БОРЩ,   ЩИ,   ПЛАЩ)
– Найди слово, в котором три слога.  (ТОВАРИЩ)
– Найди слово, в котором четыре слога.  (ЯЩЕРИЦА)
– Найди слова, которые начинаются с твёрдых согласных звуков. (БОРЩ,  ТОВАРИЩ,   ПЛАЩ)
– Назови слова с ударением на втором слоге.   (ЩАВЕЛЬ, ТОВАРИЩ, ЩЕГОЛ, ЕЩЁ)
– Прочитай слова, в которых букв больше, чем звуков. (ЩАВЕЛЬ)
– В каких словах звуков больше, чем букв?  (ЯЩИК, ЯЩЕРИЦА, ЕЩЁ)

– А теперь следующая загадка:

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.

– Когда это бывает? (Зимой)  (На доске иллюстрация – зима).
– Ребята, а что зимой можно делать на реке?
– Прочитаем рассказ о зиме и ответим на вопросы.

 (На доске рассказ « На зимней рыбалке»)

На зимней рыбалке

Чаще всего клевали окуньки.
Моему товарищу удалось поймать леща.
А мы с папой  вытащили огромную щуку.
Щука – хищная рыба.

– Какие рыбы водятся в этой реке?
– Кто чаще клевал?
– Что поймал один из мальчиков?
– А кто поймал щуку?
– Найдите и прочитайте предложение про щуку.
– Что значит «хищная»?
– Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к данной схеме:

img6.gif (396 bytes)

– А последняя загадка такая:

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

– Когда это бывает? (Весной)(На доске иллюстрация – весна)
– Послушайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна».
– Какое слово со звуком [щ’] встретится в нём?
– Соответствует ли описание изменений в природе в этом стихотворении изменениям в
природе нашего края в этот момент?
– В каком слове встретился звук [щ’]? (ЗАСВИЩУТ)
(Один ученик составляет это слово на магнитной доске, другой ученик составляет схему, остальные работают на индивидуальных наборных полотнах).

Загадка.

Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрище.  (Лиса)

– На доске открывается последний треугольник.

(По мере выполнения заданий в течение урока на доске открывались  треугольники – 7 штук. Под ними была спрятана иллюстрация лисы)

– В каких словах из этой загадки вы слышали звук [щ’]? (Хвостище, волосище, хитрище).
– Какие сказки о лисе вы знаете?
– Какой изображена лиса?

3. Итог урока

– С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
– Какой она обозначает звук? (Согласный, глухой, мягкий, непарный)
– Как этот звук обозначается на схеме?
– Назовите слова с этим звуком.