Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • закрепить умения на практике и графически осуществлять переход от неравенства к равенству;
  • формировать умения результат уравнивания изображать с помощью схемы и формулы;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
  • воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ёмкости наполненные водой для уравнивания в группах, задания для каждой группы и пары.

Тип урока: решение конкретно-практических задач.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

У. Сегодня на урок к нам пришёл один сказочный герой. Отгадайте кто, из какой книжки?

Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И ещё живёт один чудак.
Всё он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт?

(Незнайка из сказки Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей")

У. Незнайка приглашает нас совершить путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чём мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку от 1 до 12. (Дети соединяют точки, получается изображение ракеты).

У. Что у вас получилось?

Д. Ракета. (Если дети не догадаются им предлагается загадка:

Крыльев нету, но она
Для полётов рождена.
Выпускает яркий хвост -
Поднимается до звёзд.)

У. У меня тоже есть такая ракета. Кто летает на ракетах?

Д. Космонавты.

У. Куда можно полететь на ракете?

Д. В космос. На луну.

У. У нас ракета необычная она состоит из геометрических фигур. Назовите их.

Д. Треугольник, прямоугольник, круги, шестиугольники.

У. По каким признакам можно их сравнивать? Какие из перечисленных вами признаков являются величинами? Почему?

Игра "Определи величину".

Учитель показывает жестами величину, а дети отгадывают, затем наоборот.

II. Решение конкретно-практических задач.

У. Ну, что готовы отправиться в космическое путешествие? Хотите узнать, что интересного на Луне?

Д. Да.

У. Тогда садитесь ровно, пристегните ремни и закройте глаза. (В это время в классе гаснет свет, звучит музыка и на экране появляется звёздное небо).

У. Открывайте глаза, мы в пути. Вы знаете, что первым в космосе побывал Юрий Гагарин и было это 48 лет назад. 12 апреля 1961 года на космическом корабле "Восток" он облетел вокруг Земли. Наша малая Родина - Кубань тоже славится своими героями космонавтами. Перед вами один из них - Горбатко Виктор Васильевич. Он совершил три полёта в космос и каждый раз брал с собой горсть родной кубанской земли.

(В классе включается свет)

У. Ой, дети, что происходит. Снова Незнайка. И надо же доверили ему самую ответственную работу: заправить в ракету топливо. Как всегда он всё перепутал. Давайте разберёмся, какое же задание они получил от Знайки?

(На экране задание).

1. Работа в группах.

У. У нашей ракеты два бака. Незнайка наполнил их топливом. Как вы думаете, почему ракета может остановиться?

Д. Незнайка не долил во второй бак топлива.

У. Поможем ему. Только помните, времени у нас очень мало. Справиться надо за 5 минут, иначе наша ракета может упасть. Работать нужно вместе, дружно.

В групповой работе каждый участник выполняет своё задание:

1) Записывает схему и формулу.

2) Доливает воду.

3) Показывает результат уравнивания на схеме.

4) Записывает формулу.

У. Помните, у каждого своё задание.

Проверка групповой работы. (на слайде задание, выполненное Незнайкой).

У. Какие величины сравнивали?

Д. Объёмы жидкости.

У. Что обозначают буквы А, В?

Д. Величина А показывает количество воды в первом сосуде. Величина В показывает количество воды во втором сосуде.

У. Какое действие выполняли с величинами?

Д. Делали одинаковыми. Уравнивали.

У. Каким способом?

Д. Добавляли к меньшей величине часть.

У. Как в математике называется эта часть?

Д. Остаток или разница.

У. Какие числа можно поставить в формулу вместо букв? Трудно подбирать? Как вы это делаете? Какую цифру удобнее подбирать первой?

У. Молодцы! Успели. Наша ракета приземляется, держитесь крепче.

Физминутка.

2. Работа в парах.

У. Дверь ракеты не открывается. Здесь секретный замок. Давайте посмотрим. Какие фигуры перед вами?

Д. Углы.

У. Буквами какого алфавита обозначаются углы? Назовём их. Как думаете, что нужно сделать?

Д. Сравнить углы.

У. Сравните их. Запишите результат сравнения схемой и формулой.

Одна пара работает у доски.

У. Что ещё можно сделать с этими величинами?

Д. Уравнять.

У. Как?

Д. От большего по величине угла отрезать часть или к меньшему по величине углу добавить часть.

У. Покажите на схеме. Запишите формулу.

У. Справились с заданием. Мы на Луне. Что же такого интересного здесь таится? А вот, что!

Луна - это твёрдый холодный шар, который кружится вокруг планеты. Луна сама не светится. Не могут же холодные камни быть фонарями. Она видна на небе потому, что её освещает солнце. Погасни Солнце - погаснет и Луна. На Луне нет воздуха, поэтому космонавты в скафандрах. Все предметы на луне становятся на много легче. Можно одной рукой поднять своего друга. Как будто он "игрушечный" - набит ватой. На Луне всегда полная тишина. Сколько ни кричи тебя никто не услышит. Т.к звук передаётся через воздух. Ни деревьев, ни травы здесь нет. Пустыня. Поверхность покрыта серо-коричневой пылью. Всюду камни. Ямы на Луне чаще круглые с приподнятыми краями. Большие ямы называют кратерами.

III. Итог урока.

У. Ну вот и всё. Пора возвращаться, воздух в наших скафандрах заканчивается. Чтобы успешно сесть в ракету и долететь ответьте на вопросы:

- Какие действия с величинами мы выполняли?

Д. Уравнивали.

- Какие способы уравнивания вы знаете?

Д. Когда к меньшей величине нужно добавить или от большей отнять часть.

У. Сколько нужно отнимать или прибавлять?

Д. Столько, на сколько одна величина больше или меньше другой.

У. Как называется в математике разница, которую добавляем или отнимаем?

Д. Разность или остаток.

У. Какое задание было сложное?

У. Вот мы с вами и дома. Спасибо за урок.

Презентация.