Участники: учащиеся 10-х классов
Предметная область: Информатика и ИКТ
№ занятия | Тема занятия | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение в тему проекта. | 1 | 1 | 0 |
2 | Решение задач проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-5 | Выполнение продукта проекта - проектирование. | 3 | 1 | 2 |
6 | Оформление продукта проекта. | 1 | 0 | 1 |
7 | Защита проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 7 | 3 | 4 |
Проект "Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке" разработан для учащихся 10-х классов с профильным предметом "информатика" в общеобразовательных школах. Презентация.
УМП может быть использован при изучении темы "Информация. Кодирование информации", а также на элективных курсах, факультативных занятиях и кружковой работе.
В этом проекте объектом изучения является "информация", а также обучение работе в творческих группах.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования, используя различные источники информации (учебники, Интернет, научная литература, электронные учебники и другие мультимедийные пособия) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, сайтов, газет ,буклетов, кроссвордов, тестирующих приложений и т.д.
В процессе обучения у учащихся формируется умение работать с большим потоком получаемой информации, они учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, экспериментировать представляя информацию в нужной форме, принимать авторскую позицию по исследуемой проблеме. Работа также представлена следующими Приложениями.
Основные этапы проекта:
I. Формулирование основополагающего вопроса
Какое влияние оказывает научно-технический прогресс на представление информации в XXI веке?
II. Формулирование вопроса (-ов) учебной темы
- Почему понятие "информация" до сих пор является базовым?
- Что происходит с носителями информации?
- Какие формы представления информации сегодня используются?
- Какими свойствами обладает информация XXI века?
- Каким образом можно получать информацию?
- Без чего человек не сумеет получить информацию?
III. Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся
Информация не существует сама по себе. Почему она проявляется в информационных процессах?
IV. Формулирование дидактических целей проекта
- формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации;
- формировать умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
- формировать и развивать навыки иформационно-исследовательской деятельности;
- формирование критического мышления, навыков работы в команде.
V. Формулирование методических задач
- освоить представление о базовом понятии "информация", рассмотреть различные подходы к определению количества информации в различных областях человеческой деятельности;
- формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения;
- формировать умение делать выводы и обобщения;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;
- изучить виды носителей информации, освоить понятие "информационные процессы";
- научить учащихся решать задачи по определению форм представления, восприятия и общественному значению информацию;
- использовать мультимедийные презентации для оформления результатов;
- научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
VI. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
- Почему информацию стали кодировать и декодировать?
- Какие информационные процессы необходимы информационному обществу?
- Как развиваются методы поиска информации?
- Как происходит кодирование различных видов информации?
VII. Выдвижение гипотез решения проблем
- Потому что без информации невозможно жить независимо от того в каком времени мы живём.
- Так как существуют различные подходы к определению понятия информации.
- Носители информации шагают в ногу со временем.
- Потому что человек любые сведения получает с помощью органов чувств.
VIII. Определение творческого названия проекта
- Носители информации шагают в ногу со временем.
- Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке.
IX. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Для выполнения проекта класс делится на 4 группы, в каждой из которых есть консультант и эксперт (формирую сама),
Формы представления:
- 1 гр. веб-сайт - Бутов А., Куницын И., Щербинин Н., Полянский К.
- 2 гр. презентация - Мирошниченко А., Медведева М., Коневская А.
- 3 гр. буклет - Черкашина Я., Саматоева Е., Кошелева Ю., Даниелян Д.
- 4 гр. газета - Пушкин Е., Лагунова С., Даниелян Д., Семёнов К.
X. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)
XI. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
- 1 гр.- подобрать материал, касающийся представления информации в ЭВМ, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление в виде веб-сайта.
- 2 гр. - подобрать материал, касающийся информации и информационных процессов, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление на слайдах( презентация).
- 3-4 гр. - подобрать материал, касающийся носителей информации, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление информационного бюллетеня.
Адреса поиска информации:
- Библиотека; печатные издания Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии";
- Мультимедиаиздания; Интернет.
- Обращается внимание на соблюдение достоверности источников информации.
XII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Наметив план поисково-исследовательской деятельности, в группах обязанности распределяются самостоятельно учащимися определив сроки выполнения поставленных задач.
XIII. Самостоятельная работа групп
Самостоятельный поиск и обработка необходимой информации, а также представление её в нужной форме.
XIV. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Мотивирование и консультирование учащихся, помощь в систематизации полученных данных. Выбор формы презентации. (оформление печатных изданий с иллюстрациями, веб-сайт, презентация)
XV. Защита полученных результатов и выводов
На основе заранее подготовленных оценочных листов.
XVI. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
На основе заранее подготовленных оценочных листов с помощью заранее выбранных экспертов.
Учебные темы программы: "Информация. Кодирование информации".
Темы самостоятельных исследований учащихся:
- Виды информации;
- Носители информации;
- Источники и приёмники информации;
- Формы представления информации;
- Способы получения, хранения, записи, обработки и передачи информации;
- Современные способы кодирования информации;
- Представление информации в ЭВМ.
В процессе работы над проектом ученики научились:
- планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
- использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
- распределять обязанности внутри группы;
- представлять созданный проект перед аудиторией;
- оценивать себя и других;
- лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами.
Организация работы учащихся над проектом
Так как проект создавался в группе, то вот такие обязанности были распределены между собой:
- Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с научным руководителем (учителем);
- Разработчик идей: генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;
- Дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн-проекта;
- Технолог: оформление описательной части проекта;
- Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор).
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся представлены в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта продукт их деятельности сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная работа позволила:
- организовать работу каждого участника проектной группы;
- создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;
- сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
Паспорт учебного проекта
1. Тема проекта ________________________________________
2. Авторы проекта________________________________________
3. Класс________________________________________
4. Научный руководитель________________________________________
5. Тип проекта (интегративный, предметный) ________________________________________
6. Форма проекта________________________________________
7. Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.) ____________________
____________________ уч. Год
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Эффективно ли ты использовал отведенное время? ________________________________________
2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта? ________________________________________
3 . Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу? ________________
4. Легко ли ты решал возникающие проблемы? ________________________________________
5. Уложился ли ты в отведенные сроки? ________________________________________
6. Доволен ли ты своим проектом? ________________________________________
7. Каково твое мнение о других проектах? ________________________________________