Включение компьютера в учебный процесс ставит перед учителем новые проблемы, которые требуют решения вопроса рационального использования компьютера, выявление оптимальных способов организация урока и его структуры. Безусловно, компьютер органично вписывается в учебный процесс, позволит повысить качество уроков, на которых используется вычислительная техника.
С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, работая в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет предъявление учебной информации и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся, обеспечить гибкость управления учебным процессом.
С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками. Нередко на уроках информатики при изучении таких раздёлов, как “Основы алгоритмизации”. “Информационные технологии”, работа учащихся за компьютером занимает почти весь урок и является непродуктивной. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Самостоятельную работу учащихся за компьютером следует тщательно планировать, ограничивая ее установленными временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютерами, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на среднего ученика. Одновременная (синхронная) работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.
Одним из способов подготовки учащихся к осознанной и рациональной работе с программными средствами учебного назначения является использование учителем демонстрационного компьютера. Это позволит свести работу учащихся за компьютерами к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.
Достаточно сложнее организовать работу учащихся на таких этапах урока как:
- синхронная работа учащихся на компьютерах, задачами которого является закрепление знаний учащихся, проверка усвоения операциональных умений, подготовка учащихся к самостоятельной работе на компьютере;
- выполнение самостоятельной работы, где необходимо организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами.
На этих этапах дальнейшая работа на уроке осуществляется по алгоритму, который может быть представлен в виде распечатки в расчете на каждого ученика, или представлен учащимся посредством кодоскопа, или написан на доске. Я использую технологические карты, которые выдаю в печатном виде каждому ученику.
Большинство моих карт содержит полную инструкцию выполнения того или иного задания, в других картах присутствуют несколько тренировочных заданий, а в – третьих и задания для самостоятельной работы. В любом случае работе по карте предшествует детальное её изучение, формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой. Систематическое проведение инструктажа по выполнению самостоятельных заданий, обеспечивает внимания всего класса, и задания для самостоятельной работы становятся понятными каждому ученику, что в свою очередь повышает активность и самостоятельность учащихся при выполнении работы на компьютере, помогает рационально организовать учащимися свою познавательную деятельность. Работа по картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах и активную работ учащихся всего класса.
Кроме этого если ученик что – то не запомнил, то он может самостоятельно ознакомиться с технологической картой, как на уроке, так и после уроков, сделать краткие записи себе в тетрадь.
Таким образом, организованная работа учащихся позволяет:
- развивать алгоритмическое мышление учащихся;
- снять зависимость между пропуском (например, по болезни) учащимся предыдущих занятий и успешной работой на итоговых творческих или зачётных занятиях;
- повысить вероятность успеха слабого ученика.
Ниже в приложениях приведены технологические карты по работе в графическом и текстовом редакторах, электронных таблицах, базах данных и других программах, изучаемых на уроках информатики.
Список приложений:
- Рисование средствами Word
- Инструкционная карта по созданию документа “ Утро в деревне”
- Оформление текста при помощи WordArt
- Графические объекты Word
- Редактор формул
- Word. Создание, сортировки и форматирование таблиц.
- Word: вычисления в таблицах
- Excel – построении столбчатых диаграмм
- Построение круговых диаграмм в электронных таблицах
- Excel – построение диаграмм по нескольким параметрам
- Excel – построение графиков
- Лабораторная работа № 6. Тема "Относительные и абсолютные ссылки"
- Создание базы данных (БД)
- Сортировка, фильтрация, поиск необходимых сведений и отчёты в БД
- Запросы в ДБ
- Зачёт по БД
- Поэтапное создание элементов рисунка
- Рисование симметричных фигур
- Фотомонтаж изображения
- Графика на Qbasic
- Основные этапы создания презентации в Microsoft Power Point
- Power Point “Скакалочка”
Используемая литература
- Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера.: журнал Информатика и образование № 3, 2002, с.32.
- Галыгина Л.В. Организация творческой работы учащихся при изучении графического редактора.: журнал Информатика и образование № 1, 2001,с.10.
- Русских С.И. Графические объекты WORD: журнал Информатика и образование № 6, 2001,с.16.
- Павлова И.М. Практические задания для работы в графическом редакторе: журнал Информатика и образование № 3, 2002, с.35.
- Усенков Д.Ю. Диаграммы в Excel. Библиотека журнала “Информатика и образование” MICROSOFT OFFICE XP в уроках: MS EXCEL, MS ACCESS, с.45.
- Симонович С. Создание и редактирование формул. Практическая информатика, с. 344.
- Угринович Н. Создание презентации с помощью PowerPoint. Информатика и информационные технологии 10-11, с.325.
- Угринович Н. Построение диаграмм. Курс компьютерной технологии с основами информатики, с.320.
- Угринович Н. Построение графиков. Курс компьютерной технологии с основами информатики, с.328.
- Босова Л.Л. Создание презентаций в PowerPoint.: журнал Информатика в школе № 6, 2004,с.95.
- Босова Л.Л. Создание табличных моделей: журнал Информатика в школе № 2, 2007,с.43.
- Материалы с курсов повышения квалификации при Иркутском ИПКРО.