Использование технологических карт на уроках информатики

Разделы: Информатика


Включение компьютера в учебный процесс ставит перед учителем новые проблемы, которые требуют решения вопроса рационального использования компьютера, выявление оптимальных способов организация урока и его структуры. Безусловно, компьютер органично вписывается в учебный процесс, позволит повысить качество уроков, на которых используется вычислительная техника.

С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, работая в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет предъявление учебной информации и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся, обеспечить гибкость управления учебным процессом.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками. Нередко на уроках информатики при изучении таких раздёлов, как “Основы алгоритмизации”. “Информационные технологии”, работа учащихся за компьютером занимает почти весь урок и является непродуктивной. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Самостоятельную работу учащихся за компьютером следует тщательно планировать, ограничивая ее установленными временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютерами, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на среднего ученика. Одновременная (синхронная) работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.

Одним из способов подготовки учащихся к осознанной и рациональной работе с программными средствами учебного назначения является использование учителем демонстрационного компьютера. Это позволит свести работу учащихся за компьютерами к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

Достаточно сложнее организовать работу учащихся на таких этапах урока как:

  • синхронная работа учащихся на компьютерах, задачами которого является закрепление знаний учащихся, проверка усвоения операциональных умений, подготовка учащихся к самостоятельной работе на компьютере;
  • выполнение самостоятельной работы, где необходимо организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами.

На этих этапах дальнейшая работа на уроке осуществляется по алгоритму, который может быть представлен в виде распечатки в расчете на каждого ученика, или представлен учащимся посредством кодоскопа, или написан на доске. Я использую технологические карты, которые выдаю в печатном виде каждому ученику.

Большинство моих карт содержит полную инструкцию выполнения того или иного задания, в других картах присутствуют несколько тренировочных заданий, а в – третьих и задания для самостоятельной работы. В любом случае работе по карте предшествует детальное её изучение, формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой. Систематическое проведение инструктажа по выполнению самостоятельных заданий, обеспечивает внимания всего класса, и задания для самостоятельной работы становятся понятными каждому ученику, что в свою очередь повышает активность и самостоятельность учащихся при выполнении работы на компьютере, помогает рационально организовать учащимися свою познавательную деятельность. Работа по картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах и активную работ учащихся всего класса.

Кроме этого если ученик что – то не запомнил, то он может самостоятельно ознакомиться с технологической картой, как на уроке, так и после уроков, сделать краткие записи себе в тетрадь.

Таким образом, организованная работа учащихся позволяет:

  • развивать алгоритмическое мышление учащихся;
  • снять зависимость между пропуском (например, по болезни) учащимся предыдущих занятий и успешной работой на итоговых творческих или зачётных занятиях;
  • повысить вероятность успеха слабого ученика.

Ниже в приложениях приведены технологические карты по работе в графическом и текстовом редакторах, электронных таблицах, базах данных и других программах, изучаемых на уроках информатики.

Список приложений:

  1. Рисование средствами Word
  2. Инструкционная карта по созданию документа “ Утро в деревне”
  3. Оформление текста при помощи WordArt
  4. Графические объекты Word
  5. Редактор формул
  6. Word. Создание, сортировки и форматирование таблиц.
  7. Word: вычисления в таблицах
  8. Excel – построении столбчатых диаграмм
  9. Построение круговых диаграмм в электронных таблицах
  10. Excel – построение диаграмм по нескольким параметрам
  11. Excel – построение графиков
  12. Лабораторная работа № 6. Тема "Относительные и абсолютные ссылки"
  13. Создание базы данных (БД)
  14. Сортировка, фильтрация, поиск необходимых сведений и отчёты в БД
  15. Запросы в ДБ
  16. Зачёт по БД
  17. Поэтапное создание элементов рисунка
  18. Рисование симметричных фигур
  19. Фотомонтаж изображения
  20. Графика на Qbasic
  21. Основные этапы создания презентации в Microsoft Power Point
  22. Power Point “Скакалочка”

Используемая литература

  1. Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера.: журнал Информатика и образование № 3, 2002, с.32.
  2. Галыгина Л.В. Организация творческой работы учащихся при изучении графического редактора.: журнал Информатика и образование № 1, 2001,с.10.
  3. Русских С.И. Графические объекты WORD: журнал Информатика и образование № 6, 2001,с.16.
  4. Павлова И.М. Практические задания для работы в графическом редакторе: журнал Информатика и образование № 3, 2002, с.35.
  5. Усенков Д.Ю. Диаграммы в Excel. Библиотека журнала “Информатика и образование” MICROSOFT OFFICE XP в уроках: MS EXCEL, MS ACCESS, с.45.
  6. Симонович С. Создание и редактирование формул. Практическая информатика, с. 344.
  7. Угринович Н. Создание презентации с помощью PowerPoint. Информатика и информационные технологии 10-11, с.325.
  8. Угринович Н. Построение диаграмм. Курс компьютерной технологии с основами информатики, с.320.
  9. Угринович Н. Построение графиков. Курс компьютерной технологии с основами информатики, с.328.
  10. Босова Л.Л. Создание презентаций в PowerPoint.: журнал Информатика в школе № 6, 2004,с.95.
  11. Босова Л.Л. Создание табличных моделей: журнал Информатика в школе № 2, 2007,с.43.
  12. Материалы с курсов повышения квалификации при Иркутском ИПКРО.