Цели урока:
Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм
Развивающие:
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- исследование реальных связей и зависимостей
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
Воспитывающие: воспитание гражданственности, приверженности гуманистическим ценностям
Проблемное задание: Продолжите фразу: ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОЕ-ЧТО, ЧТО ВАЖНЕЕ МИРА:
Ход урока
1 этап урока - организационный момент - распределение по группам.
- исследователи
- критики
- аналитики
2 этап - ввести основные понятия урока.
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
ПРЕДПОЧТЕ?НИЕ, Действие по гл. предпочесть-предпочитать; признание чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь.
Преимущественное внимание, уважение, одобрение кому-чему-нибудь сравнительно с кем-чем-нибудь. Отдать, оказать предпочтение кому-чему-нибудь
Ценность -
любой "объект" (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или "верховными" (Ницше) ценностями, поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние - к конечным предпочтениям2010 г. Для всего мира юбилейный. Отмечается 65 лет победы над фашизмом, поэтому, сегодня на уроке мы попытаемся соотнести основные понятия изучаемой темы с этим важным событием.
3 этап: распределение заданий по группам.
Задание исследователям:
-провести социологический опросы: - приоритетные ценности присутствующих
-как вы понимаете фразу "цена победы"
Конечная цель: создание веб-статьи "Ценности современной молодежи"
Задания аналитикам и критикам: с разных позиций проанализировать данные СМИ:
46, 5% - столичных школьников стремиться жить только для себя
25, 5% - посвятить жизнь людям
Применить основные понятия урока для оценки статистических данных
Приложение №1 Презентация к уроку
4 этап: заслушать результаты работы исследователей
Обозначены проблемы
- личные
- общественные
- государственные
Анализ проблемы: Как соотнести "личное" и "государственное" применительно к понятию "предпочтения современной молодежи" ?
Выходим на мнение: стремление государства культивировать через социальные институты идею формирования и развития патриотических ценностей в обществе.
5 этап: работа с источниками "Понятие "патриотизм" с позиции Восточной и Западной цивилизации"
Страсть к многообразию.
Американцы не без гордости заявляют, что их "сила - в многообразии" и в постоянных испытаниях. Законодательная инициатива и участие в общественных делах обеспечили равенство всем гражданам Америки, независимо от расовой и этнической принадлежности, от убеждений, пола, сексуальной ориентации и состояния здоровья. Развитие может происходить медленно, но признаком совершенствующихся общественных установок неизменно служит все возрастающее уважение к различным меньшинствам, более широкое распространение многоязычной символики и служб, а также коллективная инициатива по привнесению разнообразия на рабочих местах.
Благодаря конструктивным - продуктивным инициативам, позволившим предпринимателям и учебным заведениям нанимать на работу и давать образование представителям разных меньшинств, было покончено со многими проявлениями социальной несправедливости. Впрочем, кое-кто полагает, что это привело к "обратной дискриминации". Однако, несмотря ни на что, стремление к идеалу равных возможнoстей по-прежнему вдохновляет американцев на то, чтобы покончить с еще существующими проявлениями экономического неравенства и дискриминации
Время - деньги.
Мания контролировать все и вся касается и времени. Время - деньги, а значит, им вполне можно управлять, его можно точно так же тратить, лишь бы не впустyю. Адвокатские конторы ведут счет на минуты, телефонные компании - на секунды, а местные телеканалы новостей кичатся тем, что за одну минуту могут объять весь мир. "Отсчет часов" говорит не столько о пунктуальности, сколько о собранности ради наиболее эффективного использования времени. Сегодня у американцев излюбленные игрушки, из разряда новомодных, - высокоточные персональные цифровые секретари (ПЦС); даже у самого ярого противника новшеств имеется настольный электронный календарь. Для тех, кому вечно не хватает времени, существyют специальные книги и пособия - как научиться использовать это самое время с толком. Ну а что делать с сэкономленным временем? Разумеется - чем-нибудь занять. Как гласит пословица, "хочешь сделать дело - поручи его самому занятому". Что страшнее самого жуткогo кошмара для человека, чья жизнь расписана по минутам? Конечно - простой, нежданная проволочка, оттого что, к примеру, "завис" лэптоп или заблокирован сотовый телефон, когда приходится заниматься не Бог весть чем и совершать величайшее святотатство - "убивать
Патриотизм по-американски.
После Войны за независимость история Америки не знала столь же бурных потрясений, и американцам так и не представилось случая вновь объединиться в борьбе за правое дело, как оно было, когда они сражались против англичан. А между тем чувство национального самосознания и единства нуждалось в закалке. И тогда самыми яркими символами американского патриотизма стали Конституция и флаг США.
Первое, что бросается в глаза приезжающим в Америку, - то, что американский флаг маячит везде и всюду. Он развевается не только над государственными учреждениями, но и украшает лужайки перед частными домами. Национальный гимн тоже связан с историей флага, который развевался всю ночь напролет, покуда англичане обстреливали Форт-Макгeнри в 1812 году; он олицетворяет силу духа американцев. Перед флагом американские школьники клянутся в верности родине, а когда играет национальный гимн, все американцы, от мала до велика, встают и прикладывают руку к сердцу.
Пожалуй, ни в одной другой стране нет столько песен, пронизанных патриотическим духом, - таких, например, как "Как ты прекрасна, Америка!", "Да благословит Бог Америку" или "Ты - Великого флага воплощенье". Даже на Вудстокском рок-фестивале протеста, в 1969 году, Джими Хендрикс исполнил свою - электро-гитарную версию американского национального гимна.
А как приезжим людям должно относиться к увлечению американцев украшать себя патриотической символикой буквально с головы до пят? Лучше всего - сделать то же самое, отбросив ложный цинизм и тем самым проявив уважение к историческим и культурным ценностям, на которых у американцев, собственно, и зиждется глубокое чувство национальной гордости
Двадцать восьмого февраля 1936 года, на третий день известных событий, поручик гвардейского транспортного батальона Синдзи Такэяма, потрясенный известием о том, что его ближайшие друзья оказались в числе заговорщиков, не в силах смириться с приказом о подавлении мятежа, в одной из комнат своего особняка (дом шесть на улице Аоба, район Ёцуя) сделал харакири собственной саблей; его супруга Рэйко последовала примеру любимого мужа и тоже лишила себя жизни. В прощальной записке поручика была всего одна фраза: "Да здравствует императорская армия!" Жена тоже оставила письмо, в котором приносила извинения родителям за то, что уходит из жизни раньше их, и заканчивала словами: "Настал день, к которому должна быть готова жена офицера". Последние минуты жизни мужественной пары были таковы, что дрогнуло бы даже самое каменное сердце. Поручику исполнился тридцать один год, Рэйко - двадцать три. Со дня их свадьбы не прошло и полугода.
Те, кто присутствовал на бракосочетании или хотя бы видел свадебную фотографию, в один голос восхищались красотой молодой пары. Поручик, затянутый в парадный мундир, стоял подле невесты, горделиво расправив плечи, правая рука на эфесе сабли, в левой - фуражка. Лицо сурово, широко раскрытые глаза горят молодой отвагой и прямотой. А очарование невесты, одетой в белоснежное свадебное кимоно, просто не поддавалось описанию. Плавный изгиб бровей, большие глаза, тонкий нос, полные губы во всех этих чертах неповторимо сочетались чувственность и благородство. Из рукава кимоно целомудренно выглядывала кисть руки, державшей веер; изящно расставленные пальцы напоминали нежные лепестки луноцвета.
После того как супруги покончили с собой, люди, глядя на памятную фотографию, вздыхали и говорили, что такие идеальные, на первый взгляд, союзы всегда приносят несчастье. Казалось, что молодые, застывшие у золотой лаковой ширмы, видят своими ясными глазами лик скорой смерти.
Советский патриотизм и массовый героизм.
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мошь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.
1. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.
Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.
2. Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
В Сухопутных войсках звания Героя Советского
Союза были удостоены 8447 человек.
Немало подвигов совершили в воздушных боях
воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями
Советского Союза.
Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза.
3. Ярким примером массового героизма в годы Великой Отечественной войны являются коллективные подвиги.
Например, 29 января 1942 г. в одном из боев в районе Новгорода сразу из трех вражеских дзотов ударили пулеметы. Взвод 299-го стрелкового полка попал в огневой мешок. Ближе всех к дзотам были сержант И. Герасименко, рядовые А. Красилов и Л. Черемнов, которые понимали, что врагу потребуется всего несколько минут, чтобы уничтожить взвод. Не сговариваясь, они бросились на амбразуры дзотов. Пулеметы замолчали, взвод продолжил наступление. За период Великой Отечественной войны было совершено 8 аналогичных групповых подвигов.
4. В годы Великой Отечественной войны характерным было и осознанное самопожертвование советских воинов. Поэтому у таких героев было много последователей, героев-побратимов.
Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов. А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.
Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны. Среди них были старший лейтенант И. Иванов, младший лейтенант Л. Бутелин, лейтенант П. Рябцев, лейтенант С. Гудимов и другие.
Таран - оружие героев. Он был вызван не отчаянием, не случайным столкновением в бою. Это сознательный, глубоко продуманный акт самоотверженности и бесстрашия, проявление беспредельной храбрости с отточенным воинским мастерством, дерзкий натиск с точным расчетом и выдержкой. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин считал, что "таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом советских летчиков. Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва".
За годы Великой Отечественной войны было произведено более 600 воздушных таранов, в основном летчиками истребителей, но их применяли также экипажи штурмовиков и бомбардировщиков.
Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Н. Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери. С началом Великой Отечественной войны таран наземных целей использовался советскими летчиками более 500 раз.
В годы войны было совершенно также свыше 60 танковых таранов, и 14 раз командиры бронекатеров таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи с живой силой и техникой врага.
5. Массовый героизм проявляли не только отдельные воины или группы храбрецов, но и целые части и соединения. По этому поводу Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза В. Чуйков писал: "Мне, участнику многих сражений на фронтах Великой Отечественной войны, довелось пережить немало трудных, порой невыносимо тяжелых дней. Но самое сильное, что осталось в памяти от тех испытаний, - это чувство гордости за героизм наших воинов. Защищая священные рубежи на берегах Волги, или штурмуя вражеские укрепления на всем многотрудном пути от Волги до Берлина, они буквально не знали страха в бою. Целыми полками, дивизиями шли под огонь и, действуя решительно, используя врученную им боевую технику на полную мощь, выходили победителями. Ни вода, ни огонь, ни ливни свинца, ни вихри рваною железа, что били им в лицо на каждом шагу, ни зной, ни холод в обледеневших окопах - ничто не мешало им драться за свободу и честь любимой Родины с отдачей всех сил".
В годы войны за успешные боевые действия было
произведено 10900 награждений частей, кораблей и
соединений, 17 армий и свыше 500 соединений и частей
преобразованы в гвардейские. Многие соединения и
части удостоены почетных наименований.
В честь массового подвига советских людей
некоторые города удостоены высокого звания
"Город-герой". В стране есть такие села, которые
славятся целым созвездием Героев Советского
Союза. Например, село Шипуново Алтайского края
является родиной 16 кавалеров Золотой Звезды.
В России много школ, профессионально-технических училищ, выпускники которых неоднократно удостаивались высшего отличия Родины. Так, восемь выпускников Вольской школы № 1 в годы войны удостоились звания Героя Советского Союза, в том числе и легендарный летчик младший лейтенант В. Талалихин. Семерых героев воспитала 47-я пермская средняя школа.
Немало будущих героев прошли обучение в военных училищах и академиях. Можно с уверенностью сказать, что каждая армия, корпус, дивизия, многие полки и батальоны вырастили Героев Советского Союза. Следовать их примеру, продолжать боевые традиции отцов и дедов - долг и важнейшая задача нынешнего поколения российских воинов.
Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг как в мирной жизни, так и в бою.
Результат деятельности: мини- статья "Патриотизм в условиях становления глобальной цивилизации".
Результат деятельности: мини- статья "Патриотизм в условиях глобализм"
Данные передаются исследователям для оформления Статьи в виртуальном журнале
6 этап. Итак, в результате сегодняшнего урока мы выяснили , что идея гражданственности, патриотизма являются приоритетными в любом цивилизованном государстве.
Однако, в процессе социологического опроса, мы выяснили, что в обществе существуют и другие ценности.
В одном из блогов в интернете была выложена цитата с предложением обсуждения ее смысла.
Выход на проблему урока "ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОЕ-ЧТО, ЧТО ВАЖНЕЕ МИРА!"
Группам аналитиков и критиков предлагается высказать свою точку зрения на данную проблему.
Вывод к уроку учащиеся формулируют самостоятельно.
Список источников: