Цели урока: сформировать понятия о числе нуль и цифре 0, свойствах числа нуль.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Звучит запись песни "Ужасно интересно" (В. Шаинский - Г. Остер).
Вспомните, чья это песенка? (Мартышки)
Почему, я включила эту песенку? (Нам многое неизвестно, а учится очень интересно.)
А что же вы уже знаете и умеете? (Дети перечисляют сформированные навыки и умения)
Мартышка приготовила для вас сюрприз. Желаете узнать какой?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Мартышка принесла задания от своих друзей: Удава, Слонёнка, Попугая.
1. У каждого ребёнка на столе листочек с числовым отрезком
1__2__3__4__5__6__7__8__9
Разбейте на группы по признакам: (предметы расположены на доске)
2. Найдите сумму всех фигур.
Отметьте результат на числовом отрезке.
Что вы знаете о числе 9?
На числовом отрезке обозначите значение выражение 9 - 5 + 1= (3)
Задание, вызывающее затруднение:
У Мартышки есть ещё одно задание:
-Послушайте задание и обозначите результат на числовом отрезке.
Зимой ребята из комков
Слепили пять снеговиков!
Весна пришла, сошли снега,
И солнце припекало:.
И на глазах у ребятни
Снеговиков не стало.
Тепло сыграло свою роль,
Фигурок было пять, а стало :?
У детей возникает затруднение, т.к. они ещё не знакомились с числом 0, даже, если они его знают, то не могут обвести, т. к. числа нет на числовом отрезке.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Какой ответ у вас получился? (При этом на доске записано несколько предполагаемых ответов.)
Почему вы не смогли выполнить задание?
- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Число 0. На доске открывается тема " Число 0. Цифра 0.")
Чему мы должны научиться? (Писать число 0 с помощью цифры 0, получать его на числовом отрезке, находить количество предметов к этому числу.)
Чтобы не упустить основные вопросы детям предлагается план работы с натуральным числом:
1.) Количество предметов, соответствующее числу.
2.) Положение на числовом отрезке.
3.) Цифра, используемая для записи числа.
4.) Состав числа.
Построение проекта выхода из затруднения.
1) Количество предметов, соответствующее числу 0
Какому количеству предметов соответствует число 0? (Отсутствию предметов.)
- Посмотрите, сколько листьев осталось на ветке, после того как подул ветер?
- Посмотрите на пакет. Сколько в нём яблок?
- Сколько слонов у нас в классе? (0)
- Приведите свои примеры количества предметов в классе, соответствующего числу 0. (Ответы 2-х-4-х человек.)
- Хорошо. Что тогда мы можем сказать о числе 0? (0 показывает отсутствие предметов.)
Получение на числовом отрезке:
0__1__2__3__4__5__6__7__8__9
- Рассмотрите числовой отрезок. Какого числа там не хватает? На каком месте оно должно стоять?
3) Давайте научимся красиво писать цифру 0.
- На что похожа цифра 0? (Ответы 2-х-4-х человек.)
- Можем мы назвать его мячом,
Хотите дыркой назовём,
А можно бубликом
Почти, что кругленьким,
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
- Пропишите четыре цифры 0.
- Повернуть её ты можешь:
Головой поставить вниз,
Цифра будет всё такой же!
Состав числа:
Придумайте примеры с числом 0 (Учитель фиксирует примеры учащихся.)
Примеров очень много, что общего вы замечаете в них? (часть 0, а целое равно второй части)
- Посмотрите внимательно и подумайте, какое общее правило можно вывести для всех таких примеров. (Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число, если к 0 прибавить число, то получится то же самое число.)
- Молодцы! Коль нуль к числу мы прибавляем,
В ответ тот час же получаем
Опять то самое число.
Далее выводим правило: а + 0 = а и 0 + а = а. Повторяем его вслух.
Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнём и продолжим наш путь.
- А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело!
Первичное закрепление во внешней речи.
- Открываем тетради и решаем №1 на стр.30
- Приведите свои примеры аналогичных примеров с 0.
4 + 0 0 + 5
5 + 0 0 + 6
Решаются примеры 9 + 0 = ? и 0 + 6 = ? с проговариванием вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 4 (2-й столбик) - проверка по эталону:
5-5=0 а-а=0
8-0=8 а-0=а
6+0=6 а+0=а
0+2=2 0+а=а
9-0=9 а-0=а
7-7=0 а-а=0
Включение в систему знаний и повторение.
№ 5 (2)
0 + 3 + 6 = 9
Рефлексия деятельности.
Не похож он на пятак,
Не похож на бублик.
Круглый он, но всё ж не мяч,
С дыркой, да не бублик.
- О каком числе загадка?
- Что нового мы узнали о числе 0?
- Какие особенности вы запомнили?
- Как вы думаете, какое важное задание было у Незнайки? (Открытие числа 0.)
- Доволен ли он вашей работой в классе?
- А вы?