Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании учащихся начальных классов

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Любовь к Отечеству совместна с любовью ко всему миру.
Народ, приобретая свет знаний, не наносит ущерба своим соседям. Напротив, государства чем просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.

К.Гельвеций

Использование регионализма в обучении младших школьников русскому языку имеет огромное значение для привития любви к месту проживания и обучения. На уроках я подбираю материал соответствующий программе, теме и изученным орфограммам. Например:

Мудрость веков молодым: Афоризмы, мысли, изречения, высказывания известных отечественных и зарубежных государственных деятелей, философов, учёных, писателей, поэтов, музыкантов прошлого и настоящего времени. – Краснодар: Кн.изд-во, 1987, стр. 9.

С этой же целью использую пословицы и поговорки адыгов. Они очень точно выражают мысль народа, помогают учащимся находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. С их помощью я знакомлю детей с морально- этическими нормами адыгского народа.Например:

Также на уроках я использую отрывки из сказок и сказаний адыгов. Женщины в адыгских сказаниях всегда играют активную роль. Своими советами и действиями они во многом способствуют успехам героев в борьбе с противниками. Таковы, например, образы мудрой Сатанай, Черноволосой красавицы и жены Дыдыр Паго. В сказаниях выражены социальные и нравственные идеалы трудового народа, его мечты о справедливости и счастливой жизни, о лучшем будущем. Трудно найти жанр народного творчества, который оказал бы на младшего школьника большее влияние, чем сказка. Приобщение учащихся к фольклорному языку, вводит в их активный словарный запас заклички, считалки, обращает внимание на дефисное написание сложных слов : Тлегуце-жаче, Сатанай- гуаще, Ан-Ак, прививает любовь к адыгской культуре.Например:

Знакомлю учащихся с культурным наследием адыгского народа. Чтобы закрепить теоретический материал я возила учащихся в Национальный государственный музей в г. Майкоп. Учащиеся увидели предметы старины. Экскурсия по музею сопровождалась рассказом экскурсовода о том, как жили адыги в далёкие времена и учащиеся имели возможность задавать и получать ответы на интересующие их вопросы.
Во внеклассной работе уделяю большое внимание творчеству адыгских поэтов :Киримизе Жанэ, Тимура Дербе, Джафара Чуяко, Руслана Нехая, Исхака Машбаша и других. Читаем параллельно стихи о природе русского и адыгейского поэтов и сравниваем, как об одном и том же явлении отозвались поэты разных народов. Ученик чувствует душой и сердцем красоту природы на двуязычье. А когда используются ещё и слайды, то воздействие на учащихся прочитанного делается более ярким, поскольку активизируются не только слуховые, но и зрительные формы восприятия . Произведения фольклора и художественной культуры адыгов знакомит с обычаями и традициями народа , с её историческим прошлым. Например:

Также на уроках я знакомлю учащихся с объектами культурного наследия п.Тлюстенхабль. Например.

Стараюсь воспитывать учащихся не только и не столько нравоучением, а живыми уроками, которые формируют отношение к культуре двух великих народов. Чем богаче школьная деятельность учащихся, тем сильнее она задевает их сердца и души. На внеклассных мероприятиях я часто знакомлю детей с интересными людьми родного посёлка :Батоком Хазретом Бачировичем, Ахиджаковой Тайбат Шумафовной, Кошаковым Григорием Михайловичем. Например :

Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгейском и русском языке.

Список использованной литературы:

1. Адыгейские народные сказания и сказки. Майкоп, Адыгейское книжное издательство, 1993.
2. Жемчужины народной мудрости Блягоз З.
3. Говорящие волны. Составители Ашинов С.М., Цапко В.Ф., г. Адыгейск, 1999.
4. Россыпи судьбы В.Цапко, г. Адыгейск, 1999.
5. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей. Сборник / под. общ. ред. Н.Ю.Куёка: составитель С.С.Ситимова. – Майкоп: ООО «Качество», 2006.
6. «Родничок Адыгеи» № 3, 2005.
7. Мудрость веков молодым: Афоризмы, мысли, изречения, высказывания известных отечественных и зарубежных государственных деятелей, философов, учёных, писателей, поэтов, музыкантов прошлого и настоящего времени. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987, стр. 9.