Цели урока:
Образовательная:
- Повторить, обобщить и закрепить изученные понятия, определения и теоремы в решениях задач.
- Продолжить формирование навыков работы с тестами, навыков решения задач по готовым чертежам.
- Провести контроль знаний по теме "Параллельные прямые".
Воспитательная:
- Формировать учебные и трудовые навыки.
- Воспитывать навыки аккуратности, прилежания.
Развивающая:
- Развивать у школьников умение выделять главное,
существенное в изучаемом
материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои
мысли. - Развивать интерес к предмету.
- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: карта с чертежами (рис.1,2, 3,4, 5 на доске); набор индивидуальных карточек ТЕСТ№1, ТЕСТ №2, ТЕСТ №3 (по вариантам); плакат "Список класса"
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:- Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас обобщающий урок по теме "Параллельные прямые, Признаки параллельности прямых". (в кабинет входит Евклид и Лобачевский - переодетые учащиеся старших классов)
Евклид; - Здравствуйте! Это 7а класс? Это урок геометрии? Очень хорошо! На машине времени я попал к вам на урок, чтобы проверить ваши знания, посмотреть, как вы умеете применять их при решении задач. Ольга Викторовна, можно сегодняшний урок проведу я?
Учитель: - Да конечно. Только сначала я думаю, Вы должны рассказать немного о себе.
Евклид: - Я живу в городе Александрия в третьем веке до вашей эры. Жизнь моя не праздное пребывание на этой земле. Очень много сил и времени я потратил на то, чтобы систематизировать весь накопленный материал по геометрии и изложил его в своём сочинении "НАЧАЛА", Благодарные последователи стали называть геометрию, изложенную в моём труде евклидовой геометрией. Особое место среди постулатов занимает V постулат (аксиома о параллельных): "И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с той стороной, где углы меньше двух прямых". Назовите формулировку привычную для вас.
(Если в плоскости даны прямая и точка, лежащая вне ее, то через эту точку можно провести одну и только одну прямую, параллельную к данной прямой.)
А теперь проверим, как вы знаете признаки параллельности прямых и умеете применять их при решении задач по готовым чертежам.
2. Устный фронтальный опрос /задания на доске/
1. Доказать, что а || в, 2=40° 1=40° .
2. Доказать, что х || у. 1=48°, 2=132°
Ответы учащихся сопровождаются формулировками признаков параллельности прямых
3. Работа учащихся по тестам.
1 задание.
Цель: проверить уровень знаний учащихся теоретического материала по теме. Работа по тестам осуществляется по двум вариантам. В тесте №1 содержится 5 заданий с тремя вариантами ответов, один из которых верен.
Время на работу 5 минут.
Вид контроля: взаимопроверка (1 мин). Отметки выставляются в ведомость.
Критерии отметок "5" - 5 правильных ответов,"4"-4 правильных ответа, "3"- 3 правильных ответа. Ответы на тест с обратной стороны доски.
Тест №1
Отметки вносятся в сводную ведомость учителем.
1 вариант |
1. Выясните, параллельны ли прямые АВ и CD,
если
BEF=120° и EFD=60° ? а) да; б) нет; в) не знаю,
2. Выясните, параллельны ли прямые АВ и CD, если BEF=55° и EFC=125° ? а) да; б) нет; в) не знаю 3. Выясните, параллельны ли прямые АВ и CD, если AEF =70° и EFC=70° ? а) да; б) нет; в) не знаю 4. Выясните, параллельны ли прямые АВ и CD, если КЕВ =35° и EFD=35° ? а) да; б) нет; в) не знаю. 5) Выясните, параллельны ли прямые АВ и CD, если CFM=80° и ВЕК=80° ? а) да; б) нет; в) не знаю. |
Евклид:- А теперь проверим, как вы можете применять ваши знания при решении задач.
2 задание.
Цель : практическое применение теории при решении задач.
Тест №2 предложен в двух вариантах и содержит три задачи с пятью предложенными ответами, один из которых верен.
Учащимся предлагается выполнить данное задание за 5 минут.
Евклид собирает листы с ответами и доверяет проверить учителю.
Отметки выставляются в ведомость.
Тест №2
1 вариант |
1. Один из углов, полученных при
пересечении двух параллельных прямых третьей
равен 520 . Найдите остальные углы.
1) 52° и 132° ; 2) 52° ; 3)52° и 128° ; 4)520 и 148; 5) Нет правильного ответа. 2. АВ || CD, C=83° , B=112° . (смотри рисунок) Найдите CAB, BDC. 1) А=880, D=107°; 2) A=97° u D=68°; 3) A=112° и D=83°; 4) A=83 ° u D=112°; 5) Нет правильного ответа. 3. Один из внутренних односторонних углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей на 40° больше другого. Найдите эти углы. 1) 80° и 1200; 2) 75° и 1150; 3) 1400 и 40°; 4) 70° и 110°; 5) Нет правильного ответа. |
Физ. минутка
Евклид: - Вы такие молодцы. Хорошо поработали, наверно устали? Давайте немного отдохнём, сделаем небольшую разминку. Встаньте.
Поверните голову влево, вправо, сделайте круговые движения головой. Хорошо.
Сделайте упражнения для кистей рук.
Вытяните правую руку вперед, потянитесь за ней. Теперь левую.." А сейчас поднимите руки вверх и потянитесь за ними. Встряхните руками. Садитесь. Перейдём к третьему заданию.
Задание 3.
Цель: Отрабатывать навыки контроля.
Учащимся предлагается выполнить 2 задания. Одно - найти ошибки в предложенном решении задачи, то есть выписать те буквы, в действиях которых есть ошибки. Второе задание - восстановить порядок рассуждений, то ест, расставить буквы в том порядке в каком бы учащиеся выполняли действия.
Время выполнения 5 минут.
Форма проверки: самопроверка.
Критерии отметок "5" - 5 правильных ответов,"4"-4 правильных ответа, "3"- 3 правильных ответа.
Ответы на тест с обратной стороны доски. Отметки выставляются в ведомость.
1 вариант
ЧЕСТЬ (правильный порядок букв обязателен)
"5"-5 баллов, "4"- 4 балла, "3"- 3 балла
Тест №3
1 вариант |
1. Найдите ошибки в рассуждениях. k||m, n-секущая, 3+1=220 °. Найти 2, Решение: Ч) 3=1 (накрест лежащие, при k || т, n - секущей) С) 3=1=220°:2=110° А) 2=1800-1 (внутренние односторонние углы, при к ||т, п - секущей) Е) 2=180 ° -120° =700. Ответ: 2 =700. 2. Восстановите порядок рассуждений. а || в, 1 в 4 раза меньше 2, Найдите 3 Решение. Т) 2=1440 , 1=360. Ь) 2=3 , т.к. вертикальные, следовательно, 3=144° . С) Пусть 1= х, тогда 2=4х (по условию) . 2 и 1 - внутренние односторонние углы при а || в и с- секущей, имеем 2 + 1 = 1800 (по свойству), тогда х+4х=180, 5х=180, х=180:5, х=36. 1= 360, 2= 1440. Ответ: 360, 1440. |
Подводим итог по работе с тестами, выводится общая оценка деятельности учащихся на уроке. По трём оценкам выводится средний балл в сводную ведомость и озвучивается учителем и учениками.
Домашнее задание.
Евклид: Какие вы молодцы. Хорошо поработали, получили хорошие отметки. Дома я предлагаю вам выполнить следующие задания.
А.1. Сделать работу над ошибками. (Обязательный уровень)
Б.2. Разность двух внутренних односторонних углов при двух параллельных прямых и секущей равна 50°. Найдите эти углы.
С.З. а || в. Найдите углы 1 и 2, если отношение углов
1:2 = 2 :3.
Творческое задание 1ряд - сообщение о Римане. 2 ряд - сообщение о Больяи. 3 ряд - сообщение о Гауссе
Лобачевский: Я внимательно следил эа вашим уроком. Вы знаете определения параллельных прямых и их признаки. В своем времени я, как и многие учёные, я занимался доказательством пятого постулата Евклида, но наряду с ним я выдвинул свою аксиому " В плоскости через точку вне прямой можно провести, по крайней мере, две прямые, не пересекающие данной прямой.". Гаусс назвал построенную мной геометрию НЕЕВКЛИДОВОЙ. А сейчас вы называете её моим именем - "Геометрия Лобачевского".
Учитель:- Уважаемый Николай Иванович. Ученица 11 класса нашей школы Сивякова Кира выполнила научный проект по теме "Геометрия Лобачевского" и я хочу представить Вам и детям небольшую презентацию этой работы.
Ребята, если вы хотите узнать больше о неевклидовой геометрии и её творцах, то этот материал есть в книге "История математики в школе" автор Г И Глейзер. Но в качестве дополнения к домашнему заданию к следующему уроку вы готовите сообщение и если хотите, то можете обыграть эти сообщения в небольших сценках.
ряд - сообщение о Римане.
ряд - сообщение о Больяи.
ряд - сообщение о Гауссе.
Спасибо, Вам уважаемые Евклид и Николай Иванович, за интересный урок. До свидания.
6. Рефлексия.
Сегодняшний урок прошёл очень эффективно. Вы выполнили большой объём работы, получили отметки, каждый увидел свои недоработки и я думаю, что, выполняя домашнее задание, обратит на них внимание.