Занятие по математике "Путешествие по сказке"

Разделы: Работа с дошкольниками


К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться в пространстве и во времени.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций.

У детей должен быть воспитан устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях в игровой форме.

Проводя занятия важно правильно связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Занятия, подобные представленному здесь занятию, целесообразно проводить во второй половине года, когда в плане подготовке к школе, детей знакомят с составом числа из двух меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на два меньших, но и получением числа из двух меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы, как условного объединения двух слагаемых.

Занятие по математике

Тема: Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа из двух меньших.

Цели:

  • Систематизировать знания о числах и цифрах первого десятка. Учить писать цифру 6, познакомить с образованием числа 6 из двух меньших.
  • Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым.

Материал: Картинки на фланелеграф с изображением сказочных персонажей: медведя, зайца, лисы, мышки, волка. Карточки с цифрами, бочонки из картона, проволочки, числовой кубик, цветы с цифрами на лепестках. Рабочая тетрадь.

Ход занятия

Воспитатель:

– Вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку “Колобок”.

Но так как, у нас сегодня математика, то предлагаю сказку превратить в математическую и отправиться в путешествие вместе с колобком. В путешествии по сказке нам понадобятся цифры, достаньте их и выложите перед собой счетный ряд от одного до десяти.

Давайте вспомним начало сказки.

Дети вместе с воспитателем вспоминают.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

– Испеки мне, старуха колобок.

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Педагог помещает на фланелеграф картинку с изображением колобка.

– Что было дальше?

– Колобок полежал, соскочил с подоконника, да и покатился по дорожке в лес.

Катится колобок, а навстречу ему волк

Появляется картинка с изображением волка.

Волк.

– Колобок, колобок я тебя съем!

– Не ешь меня волк, лучше дай мне задачи решить.

Воспитатель:

– Давайте поможем колобку решить трудные задачи, иначе волк его съест!

Дети решают задачи и поднимают карточки с правильными ответами.

Волк:

– Сколько ножек у двух стульев?

– Сколько хвостов у трех котов?

– Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Два румяных, наливных,
Три – с кислинкой.
Сколько их?

Волк отпустил Колобка.

Катится Колобок дальше, а навстречу ему Заяц.

Появляется картинка с Зайцем.

Заяц:

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, Зайка, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

Заяц:

– Какое число следует за числом 5?

– Какое число стоит перед числом 7?

– Какое число спряталось между числами 5 и 7?

– Правильно, значит, к нам в гости сегодня пришло число 6.

– Назовите соседей числа 6.

– Какой день недели шестой по счету?

Педагог сообщает, что число 6 обозначается цифрой 6.

– Сегодня мы будем учиться писать цифру 6.

– Посмотрите, как пишется цифра. Показывает написание цифры в воздухе, на доске.

Дети сгибают цифру из проволочек. Затем воспитатель дает задание детям в тетради: обвести цифру 6, сначала по точкам, затем самостоятельно.

– Вы и Колобок справились с заданием.

Заяц отпустил Колобка.

Катится колобок дальше, а навстречу ему Мышка.

Появляется картинка с Мышкой.

Мышка:

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня Мышка, лучше давай в игру поиграем.

Игра “Найди число” с числовым кубиком.

(На поляне выросли цветы, с цифрами на серединках, нужно бросить числовой кубик и найти цветок в соответствии с заданием).

Дети ходят по поляне и находят цветы. По окончанию игры, возвращаются на места.

Мышке очень понравилась игра, и она отпустила Колобка.

Катится Колобок, а навстречу ему Медведь косолапый.

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня Медведь, лучше расскажи, как можно составить число 6?ч

Медведь:

– Помогите разделить 6 бочонков меда между двумя медвежатами так, как вам хочется. Возьмите 6 бочонков и разделите это количество на две части.

Далее воспитатель выясняет:

– На сколько частей вы разделили бочонки?

– На две.

– Сколько бочонков в первой части, сколько во второй.

Дети предлагают несколько вариантов решения. Выставляют свои решения на доске.

Воспитатель хвалит детей и еще раз повторяет, как получить число 6 из двух меньших.

Понравилось медведю, как вы составляли число 6 из двух меньших, и отпустил он Колобка. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Лиса:

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня Лиска-лиса, а лучше дай нам с ребятами задание, чтобы мы лучше состав числа 6 запомнили.

Лиса:

– Хорошо, вот вам необычные цветы, каждый лепесток разделен на две части в первой части стоит цифра, подумайте и напишите во вторую часть лепестка такую цифру, чтобы в сумме получилось число 6.

Дети выполняют задания лисы.

Воспитатель:

– Лиса за правильное выполнение задания отпустила Колобка, а вам на память оставила цветы.

Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями – тем самым спасли Колобка!

А Колобок катился все дальше и дальше по дорожке, встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.

А наше путешествие по сказке закончилось.