К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться в пространстве и во времени.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций.
У детей должен быть воспитан устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях в игровой форме.
Проводя занятия важно правильно связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Занятия, подобные представленному здесь занятию, целесообразно проводить во второй половине года, когда в плане подготовке к школе, детей знакомят с составом числа из двух меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на два меньших, но и получением числа из двух меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы, как условного объединения двух слагаемых.
Занятие по математике
Тема: Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа из двух меньших.
Цели:
- Систематизировать знания о числах и цифрах первого десятка. Учить писать цифру 6, познакомить с образованием числа 6 из двух меньших.
- Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым.
Материал: Картинки на фланелеграф с изображением сказочных персонажей: медведя, зайца, лисы, мышки, волка. Карточки с цифрами, бочонки из картона, проволочки, числовой кубик, цветы с цифрами на лепестках. Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Воспитатель:
– Вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку “Колобок”.
Но так как, у нас сегодня математика, то предлагаю сказку превратить в математическую и отправиться в путешествие вместе с колобком. В путешествии по сказке нам понадобятся цифры, достаньте их и выложите перед собой счетный ряд от одного до десяти.
Давайте вспомним начало сказки.
Дети вместе с воспитателем вспоминают.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старуха колобок.
Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Педагог помещает на фланелеграф картинку с изображением колобка.
– Что было дальше?
– Колобок полежал, соскочил с подоконника, да и покатился по дорожке в лес.
Катится колобок, а навстречу ему волк
Появляется картинка с изображением волка.
Волк.
– Колобок, колобок я тебя съем!
– Не ешь меня волк, лучше дай мне задачи решить.
Воспитатель:
– Давайте поможем колобку решить трудные задачи, иначе волк его съест!
Дети решают задачи и поднимают карточки с правильными ответами.
Волк:
– Сколько ножек у двух стульев?
– Сколько хвостов у трех котов?
– Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Два румяных, наливных,
Три – с кислинкой.
Сколько их?
Волк отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Заяц.
Появляется картинка с Зайцем.
Заяц:
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Зайка, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!
Заяц:
– Какое число следует за числом 5?
– Какое число стоит перед числом 7?
– Какое число спряталось между числами 5 и 7?
– Правильно, значит, к нам в гости сегодня пришло число 6.
– Назовите соседей числа 6.
– Какой день недели шестой по счету?
Педагог сообщает, что число 6 обозначается цифрой 6.
– Сегодня мы будем учиться писать цифру 6.
– Посмотрите, как пишется цифра. Показывает написание цифры в воздухе, на доске.
Дети сгибают цифру из проволочек. Затем воспитатель дает задание детям в тетради: обвести цифру 6, сначала по точкам, затем самостоятельно.
– Вы и Колобок справились с заданием.
Заяц отпустил Колобка.
Катится колобок дальше, а навстречу ему Мышка.
Появляется картинка с Мышкой.
Мышка:
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня Мышка, лучше давай в игру поиграем.
Игра “Найди число” с числовым кубиком.
(На поляне выросли цветы, с цифрами на серединках, нужно бросить числовой кубик и найти цветок в соответствии с заданием).
Дети ходят по поляне и находят цветы. По окончанию игры, возвращаются на места.
Мышке очень понравилась игра, и она отпустила Колобка.
Катится Колобок, а навстречу ему Медведь косолапый.
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня Медведь, лучше расскажи, как можно составить число 6?ч
Медведь:
– Помогите разделить 6 бочонков меда между двумя медвежатами так, как вам хочется. Возьмите 6 бочонков и разделите это количество на две части.
Далее воспитатель выясняет:
– На сколько частей вы разделили бочонки?
– На две.
– Сколько бочонков в первой части, сколько во второй.
Дети предлагают несколько вариантов решения. Выставляют свои решения на доске.
Воспитатель хвалит детей и еще раз повторяет, как получить число 6 из двух меньших.
Понравилось медведю, как вы составляли число 6 из двух меньших, и отпустил он Колобка. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Лиса:
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня Лиска-лиса, а лучше дай нам с ребятами задание, чтобы мы лучше состав числа 6 запомнили.
Лиса:
– Хорошо, вот вам необычные цветы, каждый лепесток разделен на две части в первой части стоит цифра, подумайте и напишите во вторую часть лепестка такую цифру, чтобы в сумме получилось число 6.
Дети выполняют задания лисы.
Воспитатель:
– Лиса за правильное выполнение задания отпустила Колобка, а вам на память оставила цветы.
Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями – тем самым спасли Колобка!
А Колобок катился все дальше и дальше по дорожке, встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.
А наше путешествие по сказке закончилось.