Цель урока: закрепить понятие о наречии, его разрядах, и способах образования.
Задачи урока:
- Продолжать формировать понятие о наречии, его разрядах.
- Развивать навыки определения разрядов наречий и способов образования, логическое мышление, произвольное внимание.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: индивидуальные карточки, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
Отгадайте загадку: она ничего не стоит, но много даёт. (Улыбка).
– Давайте подарим улыбки нашим гостям и друг другу.
– Сегодня на уроке за нами будет наблюдать незримая гостья, кто она вы узнаете, расшифровав её имя. А имя можно узнать, выполнив все задания урока.
2. Сообщение темы.
– Тему сегодняшнего урока, скажете мне вы, отгадав ребус.
Слайд №1
– Сегодня мы закрепим то, что уже знаем о наречии: что это такое, разряды наречий, способы их образования.
Прежде чем начать работу, я хотела бы, чтобы вы оценили, как хорошо вы знаете наречие. Если очень хорошо, то поднимите красный круг, если хорошо – зелёный, если слабо – синий. (рефлексия)
3. Закрепление понятия о наречии.
– Сейчас мы с вами вспомним, что вы знаете о наречии. Я вам говорю утверждение, а вы говорите согласны вы с ним или нет. Если нет, то надо исправить ошибку.
а) Наречие – это изменяемая часть слова (нет, это неизменяемая часть речи)
б) Наречие не склоняется и не спрягается (да)
в) Наречие чаще всего поясняет глаголы и существительные ( нет, глаголы и прилагательные)
г) Наречие отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (нет, отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?)
д) Наречие имеет следующие разряды: места действия, образ действия, степень качества. (нет, кроме них ещё время действия)
Слайд №2
Наречие – неизменяемая часть речи. Оно не склоняется и не спрягается.
Наречие чаще всего поясняет глаголы и прилагательные.
Оно отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?
Наречие имеет следующие разряды: места действия, времени действия, образа действия, степени качества.
-Подведем итоги. Что же такое наречие?
– Наша гостья за выполнение задания показывает букву М.
– А теперь переходим к словарной работе.
4. Словарная работа.
– У вас дан набор предложений. Ваша задача – выписать словарные слова.(1 человек у доски с комментированием и обозначением орфограмм) (5 человек работают по карточкам, пока идет словарная работа)
Слайд №3
Дорога, сегодня, малина, ягода, аккуратно, тетрадь, вежливый, сейчас, ненавидела.
– Самопроверка по слайду, самооценка. Кто получил 5, поднимите руку, кто 4, кто 3.
Молодцы, кто выполнил работу на 4 и 5.
– За выполнение этой работы наша гостья показывает букву З.
Тема нашего урока наречие. Найдите наречие в словарных словах. ( Сегодня, аккуратно, сейчас.)
5. Закрепление разрядов наречий.
– Теперь мы с вами переходим к повторению разрядов. Назовите разряды и вопросы, на которые они отвечают.
Слайд №4
Наречие места действия | Наречие времени действия | Наречие образа действия | Наречие степени качества |
Где? Куда? Откуда? |
Когда? | Как? Каким образом? |
Насколько? В какой степени? |
– Следующее задание: распределите наречия из предложений по разрядам.
(Дети самостоятельно в тетрадях и у доски распределяют наречия)
Сверим ответы с ответами нашей гостьи.
Проверка по слайду №5
Наречие места действия | Наречие времени действия | Наречие образа действия | Наречие степени качества |
направо налево издали |
потом сегодня сейчас |
нерешительно холодно аккуратно |
очень слишком довольно |
– Мы можем увидеть следующую букву. Это А.
6. Закрепление образования наречий.
– Отгадайте загадку:
Какой частью речи станут существительные чаща, гуща, если в них заменить последнюю букву на е? (Наречие чаще, гуще)
– Как образовались эти наречия? ( От прилагательных, с помощью суффикса е)
– От каких частей речи образуются наречия? ( Существительные, прилагательные)
– С помощью каких частей слова образуются наречия? (приставок и суффиксов)
– Ваше задание по вариантам:
1в. – образуйте наречия от прилагательных, разберите их по составу.
2в. – образуйте наречия от существительных, разберите их по составу.
(Прилагательные и существительные на слайдах)
Взаимопроверка по слайду №6.
хороший | хорошо | начало | вначале |
плохой | плохо | конец | наконец |
весёлый грустный |
весело грустно |
верх низ |
вверх вниз |
сильный | сильно | лето | летом |
слабый | слабо | зима | зимой |
– А сейчас посмотрите на доску и скажите, в каком предложении слова летом, зимой являются наречиями.
На доске:
Летом мы ездили отдыхать на море. За теплым летом приходит дождливая осень.
Зимой мы любим кататься на санках. За зимой обязательно приходит весна. (Последние 2 предложения запишите в тетрадь, найдите орфограммы).
Как определить это наречие или существительное с предлогом?
По вопросу.
– И последнее творческое задание: составить предложение на тему Зима по рядам: 1ряд – с наречием места действия, 2ряд – с наречием времени действия, 3ряд – с наречием образа действия.
За это задание наша гостья открывает последнюю букву И.
На доске: М З А И.
А теперь пришла чреда
Гостью нам назвать пора!
Кто же это? Зима!
Слайд №7
7. Подведение итогов. Рефлексия.
– Что мы закрепляли сегодня на уроке?
Оцените свои знания о наречии. Поднимите соответствующий круг.
Оценивание: 5 человек + 1 + активные учащиеся.
Что вам понравилось на уроке?
8. Домашнее задание:
Подобрать подходящие наречия к глаголам, определить разряд и надписать над наречием.
К каждому глаголу надо добавить наречие, записать словосочетания, надписать разряды наречий.
Пиши, учи, работай, бегай, веди, слушай, решай, говори, ешь.