Наречие. Закрепление. По учебнику Поляковой А.В. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: закрепить понятие о наречии, его разрядах, и способах образования.

Задачи урока:

  1. Продолжать формировать понятие о наречии, его разрядах.
  2. Развивать навыки определения разрядов наречий и способов образования, логическое мышление, произвольное внимание.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Орг. момент.

Отгадайте загадку: она ничего не стоит, но много даёт. (Улыбка).

– Давайте подарим улыбки нашим гостям и друг другу.

– Сегодня на уроке за нами будет наблюдать незримая гостья, кто она вы узнаете, расшифровав её имя. А имя можно узнать, выполнив все задания урока.

2. Сообщение темы.

– Тему сегодняшнего урока, скажете мне вы, отгадав ребус.

Слайд №1

– Сегодня мы закрепим то, что уже знаем о наречии: что это такое, разряды наречий, способы их образования.

Прежде чем начать работу, я хотела бы, чтобы вы оценили, как хорошо вы знаете наречие. Если очень хорошо, то поднимите красный круг, если хорошо – зелёный, если слабо – синий. (рефлексия)

3. Закрепление понятия о наречии.

– Сейчас мы с вами вспомним, что вы знаете о наречии. Я вам говорю утверждение, а вы говорите согласны вы с ним или нет. Если нет, то надо исправить ошибку.

а) Наречие – это изменяемая часть слова (нет, это неизменяемая часть речи)

б) Наречие не склоняется и не спрягается (да)

в) Наречие чаще всего поясняет глаголы и существительные ( нет, глаголы и прилагательные)

г) Наречие отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (нет, отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?)

д) Наречие имеет следующие разряды: места действия, образ действия, степень качества. (нет, кроме них ещё время действия)

Слайд №2

Наречие – неизменяемая часть речи. Оно не склоняется и не спрягается.

Наречие чаще всего поясняет глаголы и прилагательные.

Оно отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?

Наречие имеет следующие разряды: места действия, времени действия, образа действия, степени качества.

-Подведем итоги. Что же такое наречие?

– Наша гостья за выполнение задания показывает букву М.

– А теперь переходим к словарной работе.

4. Словарная работа.

– У вас дан набор предложений. Ваша задача – выписать словарные слова.(1 человек у доски с комментированием и обозначением орфограмм) (5 человек работают по карточкам, пока идет словарная работа)

Слайд №3

Дорога, сегодня, малина, ягода, аккуратно, тетрадь, вежливый, сейчас, ненавидела.

– Самопроверка по слайду, самооценка. Кто получил 5, поднимите руку, кто 4, кто 3.

Молодцы, кто выполнил работу на 4 и 5.

– За выполнение этой работы наша гостья показывает букву З.

Тема нашего урока наречие. Найдите наречие в словарных словах. ( Сегодня, аккуратно, сейчас.)

5. Закрепление разрядов наречий.

– Теперь мы с вами переходим к повторению разрядов. Назовите разряды и вопросы, на которые они отвечают.

Слайд №4

Наречие места действия Наречие времени действия Наречие образа действия Наречие степени качества
Где?

Куда?

Откуда?

Когда? Как?

Каким образом?

Насколько?

В какой степени?

 – Следующее задание: распределите наречия из предложений по разрядам.

(Дети самостоятельно в тетрадях и у доски распределяют наречия)

Сверим ответы с ответами нашей гостьи.

Проверка по слайду №5

Наречие места действия Наречие времени действия Наречие образа действия Наречие степени качества
направо

налево

издали

потом

сегодня

сейчас

нерешительно

холодно

аккуратно

очень

слишком

довольно

 – Мы можем увидеть следующую букву. Это А.

6. Закрепление образования наречий.

– Отгадайте загадку:

Какой частью речи станут существительные чаща, гуща, если в них заменить последнюю букву на е? (Наречие чаще, гуще)

– Как образовались эти наречия? ( От прилагательных, с помощью суффикса е)

– От каких частей речи образуются наречия? ( Существительные, прилагательные)

– С помощью каких частей слова образуются наречия? (приставок и суффиксов)

– Ваше задание по вариантам:

1в. – образуйте наречия от прилагательных, разберите их по составу.

2в. – образуйте наречия от существительных, разберите их по составу.

(Прилагательные и существительные на слайдах)

Взаимопроверка по слайду №6. 

хороший хорошо начало вначале
плохой плохо конец наконец
весёлый

грустный

весело

грустно

верх

низ

вверх

вниз

сильный сильно лето летом
слабый слабо зима зимой

– А сейчас посмотрите на доску и скажите, в каком предложении слова летом, зимой являются наречиями.

На доске:

Летом мы ездили отдыхать на море. За теплым летом приходит дождливая осень.

Зимой мы любим кататься на санках. За зимой обязательно приходит весна. (Последние 2 предложения запишите в тетрадь, найдите орфограммы).

Как определить это наречие или существительное с предлогом?

По вопросу.

– И последнее творческое задание: составить предложение на тему Зима по рядам: 1ряд – с наречием места действия, 2ряд – с наречием времени действия, 3ряд – с наречием образа действия.

За это задание наша гостья открывает последнюю букву И.

На доске: М З А И.

А теперь пришла чреда
Гостью нам назвать пора!
Кто же это? Зима!

Слайд №7

7. Подведение итогов. Рефлексия.

– Что мы закрепляли сегодня на уроке?

Оцените свои знания о наречии. Поднимите соответствующий круг.

Оценивание: 5 человек + 1 + активные учащиеся.

Что вам понравилось на уроке?

8. Домашнее задание:

Подобрать подходящие наречия к глаголам, определить разряд и надписать над наречием.

К каждому глаголу надо добавить наречие, записать словосочетания, надписать разряды наречий.

Пиши, учи, работай, бегай, веди, слушай, решай, говори, ешь.

Презентация