“На эстраде всё твоё существо
втягивается” в процесс исполнения,
Чего не происходит в другой обстановке никогда!”
Л. Коган
Два года назад силами преподавателей класса фортепиано Красной Ю.А и класса вокала Тимошкиной Н.Ю., а так же их учениками был организован концерт “Вечер романса!” Приподнятая, праздничная атмосфера, красиво наряженный зал, зажжённые свечи – всё это переносило слушателей в эпоху старинных романсов.
Ученики сами исполняли музыкальные произведения и аккомпанировали. Творческий вечер всем очень понравился, было много положительных отзывов, поэтому приняли решение делать такие концерты ежегодными.
На следующий год концерт посвящался творчеству композитора Евгения Крылатова. Его песни известны и любимы всеми людьми, но особенно детьми. Поэтому ученики творчески, с фантазией отнеслись к подготовке к концерту. Были внесены элементы театрализованного действия.
Только эстрада даёт единственную и неповторимую радость истинно творческой реализации созданного воображением идеала игры, предоставляя возможность её реальной оценки.
На сцене у ребят появляется особое состояние творчества, порождаемое общением со слушателем и желанием донести до него свое (совместно ученика с преподавателем) прочтение сочинения, но и результаты собственной интерпретаторской деятельности.
Этому способствуют максимальный энергетический тонус исполнителя – ученика и повышенная его концентрация творческих импульсов, что позволяет выявлять лучшие качества, а в итоге выходить на состояние истинного вдохновения.
Сопровождающие публичные выступления подъем и особая напряжённость творческой энергии у каждого ученика, имеют следствием то что, под влиянием воздействия слушательской массы и всей концертной обстановки, в своих не только художественных. Но и технических достижениях ребята на эстраде переходят границы, доступные им в домашней обстановке. Достижения эти остаются затем уже прочными их достояниями и обогащают их исполнительские ресурсы. Поэтому к третьему концерту, который носил название “По страницам героев сказок” ребята подошли с определенным багажом знаний, умений. Здесь уже каждый из ребят исполнял роль сказочного героя. Дети не только разучивали свои партии, репетировали вместе, но и сами готовили костюмы и декорации. Кроме того, чтобы номера носили законченный характер, ребята занимались с хореографом.
Хотелось бы отметить сложность аккомпанирующих ребят, так как аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Кроме новых практических навыков, этот предмет приносит большое эмоциональное удовлетворение учащимся, расширяет рамки концертных выступлений о сознание совместной работы: “ Я и солист – одно целое”. Совместная игра приносит ученику большую пользу также в плане воспитания. Он как бы “заражается” состоянием уверенности и праздника, которое несёт иллюстратор. Аккомпанируя, ученику психологически легче создать художественный образ. Исполнение солиста корректирует и уравновешивает его.
Подготавливаясь к каждому выступлению мы учили своих учеников тому, что музыкальное переживание порождается теми или другими явлениями: мелодическими оборотами, гармониями, модуляциями, ритмами, колоритом и т.п., теми или другими интонациями произнесения фразы, бурным нажимом на пассаж, контрастами фортепиано, покоя и натиска, густыми звучаниями нижнего или среднего регистра и прозрачными верхнего. Вот эти выразительные средства должны быть обязательно направлены на внимание каждого исполняющего ученика. Они мобилизируют внимание, будят фантазию, вызывают эмоции – это ребята и достигают с каждым концертом все больше и больше.
А как нужны аплодисменты нашим юным артистам! Ведь аплодисменты играют положительную роль, укрепляют уверенность в праве на эстраду. И после концерта наши ребята получали их с полна!
Эстрадное выступление впервые поднимает каждого исполнителя на необходимый уровень высокого искусства, публичного “разговора” со слушателем, реализации как своего творческого потенциала, так и той огромной задачи, которая стоит пред ним – раскрытия художественной сущности музыкального сочинения, его образов и драматургии, глубинной художественной концепции, которую автор стремился воплотить в звуках.
С каждым концертом мы вместе с ребятами старались выполнить поставленные перед нами задачи, ставить каждый раз выше планку и идти дальше.
Ведь именно концертное выступление дарит любому артисту (и юному) особое, наивысшее состояние духа – вдохновение, которое является специфическим явлением человеческой творческой деятельности, практические недостижимым вне эстрады. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.
Сценарий концерта “По страницам героев сказок”
Начинаем наш ставший уже традиционным концерт, подготовленный силами учащихся и преподавателей.
На сегодняшний вечер посвящён героям любимых сказок и называется он “В гостях у сказки”. Итак, мы начинаем.
Давайте знакомые книжки откроем.
И снова пойдём от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
1. Песня “Мудрые сказки”.
2. Занавес открывается. На сцене сидят козлята и мама Коза.
Жила-была в лубяной избушке,
На лесной опушке Коза со своими козлятами. Однажды Коза и говорит.
Песня козы.
3. Ушла мама коза. Остались козлята одни дома. И загремела на весь лес озорная музыка.
Песенка козлят.
4.
– А кто там? – Ах, это Незнайка!
Ты прячешься что ли? А ну, выходи!
Из книжного шкафа давай вылезай-ка
Ты книжки то сам не читаешь, поди?
Песенка Незнайка.
5.
Вёз купец из-за границы
Платье для старшой сестрицы
Зеркальце – для средней,
Дочке самой маленькой
Привёз цветочек аленький.
Песня Настеньки.
6.
Девочка брела по лесу,
А на встречу серый волк.
“Ой!” Куда это мы чешем,
Не возьму никак я в толк?
Вот, гляжу я на дорожку
Что за мода, что за стиль
Это кто такую крошку
В глушь такую отпустил?
Тут и взрослые не ходят.
Непонятные дела,
Коль пройдут, уносят ноги,
Как сюда ты забрела?
Песня Красной Шапочки
7.
Стих гости Бабы-Яги
Для Бабы-Яги
Кто – друзья, кто – враги…
Зависит, с какой она встает ноги.
Беда, если встанет старуха с больной, -
Избушку её обходи стороной:
Отравит, утопит вас в речке,
Зажарит с картошкою в печке.
(Неважно – племянник родной иль Кощей, Старуха всех гонит метлою вашей!)
Иное совсем, если встанет с другой:
Ты друг ей сердечный и гость дорогой,
Накормит она и напоит,
И в баньке попарит – помоет.
То рада гостям,
То из леса беги…
Узнать бы,
С какой она встала ноги?
Но в том и загадка!
Но в том и беда!
Что это не знает
Никто никогда!
8.
Вот девочка, и все её Алисою зовут, -
Согласна ты, дитя моё? Скорее! Все нас ждут,
Закрой глаза и посмотри – кругом волшебный лес,
Скажи, Алиса, – раз, два, три, – и ты в стране чудес.
Скорее к берегу греби, волшебное весло!
Спеши в страну чудесного обмана!
И пусть, вернувшись, скажем им: – Ах! Как нам повезло!
И жаль – вернулись рано.
9. Бедная принцесса очень тосковала по Трубадуру. Она села за клавиши и заиграла мелодию любимой серенады. Но тут появился глупый король.
Дуэт Принцессы и короля.
10.
А теперь она не просто атаманша
И грабить короля не интересно ей
Власть – для неё всех денег слаще
И королевой хочет быть – ну хоть убей!
Песня Атаманши.
11. Утром Его Величество глупого короля разбудили шум, крики и хохот, доносившиеся с площади перед дворцом. Король вскочил с потели, напялил парик и корону и распахнул ставни. Взгляду потрясённого Короля предстало удивительное зрелище.
Четыре фигуры, одетые невероятным образом, очевидно, отражавшим крик самой последней моды, судя по всему, явно иностранцы, поклонились его величеству и перекрикивая друг друга, запели: Звёзды континентов.
12. Наш сказочный вечер подошел к концу. Давайте поблагодарим всех ребят, которые играли и пели для вас.
Все артисты по одному выходят на сцену – идёт их представление зрителям.
Волшебников – мы знаем точно – нет. Но в книжках волшебство ещё таится. Подхватят вдруг читатели страницы и унесут назад на сотни лет.
Садишься с книгой.
Лампа над столом…
И сразу вдруг куда-то улетаешь!
И не читаешь книгу о былом,
А словом сам ты в сказку попадаешь.
Звучит финальная песня “Дорога”.
Наше путешествие в “Сказку” закончилось. Мы были рады поделиться с вами своими впечатлениями о сказочных героях.
До свидания, до новых сказочных встреч!
Концерт “По страницам героев сказок”
Прозвучали произведения:
- Музыка Рыбникова, слова Ю. Энтина “Сцена Козы с козлятами”, к сказке “Волк и семеро козлят на новый лад”
- Музыка Н. Будашкина, слова Я. Шведова “Песенка Настеньки” из мультфильма “Аленький цветочек”
- Музыка Е. Птичкина, слова Пляцковского “Песенка Алисы” из мультфильма “Алиса в стране чудес”
- Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова “Незнайка”
- Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина “Песенка Красной Шапочки”
- Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Песня Атаманши” из мультфильма “По следам бременских музыкантов”
- Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Дуэт принцессы и короля” из мультфильма “По следам бременских музыкантов”
- Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова “Капитан Немо”
- Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Песенка заграничных певцов” из мультфильма “Бременские музыканты”
- Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина “Кто доброй сказкой входит в дом?”
Сборник нот
(К концерту “По страницам героев сказок”)
- Я. Дубравин “Страна читания или песни героев любимых книг” на слова В. Суслова – С.П., 2001 г.
- Г. Гладков “Улыбайся” – М., 2002 г.
- Г. Гладков “После дождичка в четверг” – М., 2001 г.
- Е. Птичкин “Мы живём в гостях у лета” – М., 2001 г.
- А. Рыбков “Кто доброй сказкой входит в дом?” – М., 2001 г.
- Г. Гладков “Луч света золотого” – М., 2001 г.