Создание и редактирование векторных рисунков. 10-й класс (профильный уровень)

Разделы: Информатика

Класс: 10


Образовательные цели:

  • проверка теоретических основ по теме "Растровая и векторная графика";
  • познакомиться с векторным редактором CorelDRAW, создать условия для формирования навыков создания рисунков в векторном графическом редакторе

Развивающие цели:

  • формирование знаний, умений и навыков, которые позволяют, используя инструменты векторного графического редактора CorelDRAW, создавать простейшие векторные объекты и выполнять над ними действия;
  • используя приобретенные знания, умения и навыки при создании сложных векторных объектов;
  • развитие творческого мышления.

Воспитательные цели:

  • формирование навыков индивидуальной и групповой работы;
  • формирование профессиональных навыков работы.

Задачи:

  • овладеть навыками работы с векторным графическим редактором CorelDRAW;
  • научиться создавать с его помощью изображения.

Тип урока: практическое занятие в среде векторного графического редактора CorelDRAW X3.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность - 90 мин.

Формы организации работы на уроке: проверка теоретических знаний, используя компьютерное тестирование, фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, индивидуальная работа.

Оборудование урока: компьютеры, интерактивный комплекс (мультимедийный проектор и интерактивная доска).

Программное обеспечение: MS Windows XP, CorelDRAW X3.

Методическое обеспечение урока: программа для компьютерного тестирования My Test, тест на тему "Растровая и векторная графика", дидактические печатные материалы по теме занятия для учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • структуру окна программы CorelDRAW Х3;
  • возможности основных и специальных инструментов;
  • методы упорядочения и объединения объектов;
  • способы заливки векторных объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать векторные объекты с помощью основных и специальных инструментов;
  • изменять форму объекта;
  • располагать объекты друг относительно друга;
  • создавать эффект объема с помощью заливки;
  • создавать рисунки, используя интерактивные инструменты.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение теоретического материала "Растровая и векторная графика":

- фронтальный опрос:

1) На какие типы разделяют компьютерные изображения? (растровые и векторные).

2) Из чего формируются растровые изображения? (пиксели).

3) Что такое пиксель, видеопиксель, точка? (элемент растрового изображения, элемент изображения на экране монитора, элемент изображения. Распечатанного на принтере)

4) Каковы достоинства и недостатки растровой графики? (достоинства: фотографическое качество, легко распечатывается на принтере; недостатки: большой информационный объем, теряется качество при масштабировании)

5) Из чего формируется векторное изображение (примитивы).

6) Каковы достоинства и недостатки векторной графики? (недостатки: нельзя добиться фотографического качества, плохо распечатывается на принтере; достоинства: малый информационный объем, не теряется качество при масштабировании)

7) Перечислите растровые и векторные редакторы. (растровые: Paint, Adobe Photoshop; векторные: CorelDRAW Х3, OpenOfficeDraw и др.)

8) Какой моделью описывается излучаемые свет? (аддитивной RGB)

9) Какой моделью описывается отраженный свет? (субтрактивной CMY).

10) Способы сжатия графических файлов(RLE, LZW, JPEG).

11) Форматы графических файлов (BMP, GIF, PNG, TIFF, JPEG,WMF, EPS, CDR).

- тестирование с помощью программы My Test: учащимся необходимо раздать инструкцию по работе с программой компьютерного тестирования My Test

Приложение 1.

Приложение 2.

Примечание: для создания компьютерного теста учителю необходимо познакомиться с инструкцией, которая находится в файле Help в приложении 2.

Объяснение нового материала:

Прежде чем начать разговор о векторной графике, необходимо совершить небольшой экскурс в историю перехода от простых математических вычислений к векторным графическим технологиям.

С появлением компьютеров счастливые обладатели этих замечательных устройств начали искать им применение. Вначале компьютеры использовались исключительно для расчетов, т. е. как универсальная счетная машинка. С появлением более производительных процессоров и архитектур компьютеры стали применять для решения других задач, более сложных и требующих немалых системных ресурсов. Развитие компьютерной техники активно стимулировало программистов к улучшению интерфейса в программах, и вот результат - появление операционной среды Windows с ее графическим интерфейсом. В связи с этим возникло множество программ, назначением которых была работа с графикой.

Как и следовало бы предположить, сколько программ - столько и графических форматов. И действительно, для хранения изображений их существует большое количество.

Написано большое количество программных продуктов, позволяющих рисовать векторные рисунки. Наиболее известным и универсальным среди них на сегодняшний день считается CorelDRAW.

На этом уроке мы рассмотрим основные приемы работы с векторной графикой.

(Учащиеся рассаживаются за компьютеры и открывают программу CorelDRAW Х3. Учитель использует для демонстрации возможностей CorelDRAW Х3 интерактивную доску).

- работа в программе (Приложение 3)

1) панель инструментов:

2) задания:

  • нарисовать кривую и используя инструмент Форма;
  • удаление объектов;
  • нарисовать прямоугольник, круг, треугольник;
  • интерактивная заливка: обычная, градиентная (линейная, радиальная, коническая);
  • порядок объектов друг относительно друга;
  • упорядочение: группировка, объединение, комбинирование, исключение;
  • интерактивное перетекание.

Закрепление нового материала:

- рисование объекта "Паучок": учащиеся выполняют задание по плану

(Приложение 3)

- рисование объекта "Шар с тенью": учащиеся выполняют задание самостоятельно, используя инструменты "Интерактивное перетекание" и "Градиентная заливка" (Приложение 3)

- самостоятельная работа по изучению других инструментов программы CorelDRAW Х3 (текст, художественное оформление, ломаная, безье, многоугольник и др.): учащиеся, проявляя свои творческие способности, производят изменения созданных графических объектов.

Работа каждого ученика оценивается.

Вывод.

Во-первых, с помощью векторной графики можно решить много художественно-графических задач. Во-вторых, возможность масштабирования векторного изображения без потери качества может быть ценна, например, при создании большой по размеру рекламы. Увеличение или уменьшение объекта производится увеличением или уменьшением соответствующих коэффициентов в математических формулах, так как любое векторное изображение можно представить в виде набора векторных объектов, расположенных определенным образом друг относительно друга. Векторная компьютерная графика также может решить многие художественно-графические задачи. 

Возможность масштабирования векторного изображения без потери его качества может быть очень ценна, например, для создания учебных плакатов. Векторная компьютерная графика является объектно-ориентированной, т.е. каждый элемент изображения является отдельным объектом, которому можно изменить контур, заливку, пропорции. Это ее свойство может быть использовано, например, при изучении законов композиции: ритма, поиска сюжетно-композиционного центра, симметрии и асимметрии, параллельности в композиции, и пр.

Возможность простого редактирования контура может быть применима для работы над линейным рисунком, дизайном изделий из стекла, керамики и других пластичных материалов. Для декоративно-прикладного искусства векторная компьютерная графика позволяет работать над орнаментальной композицией в круге, квадрате или полосе. Разработав рапорт или элемент орнамента, векторная графика позволяет размножить его без дополнительной прорисовки, что особенно ценно в процессе творческого поиска.