Экология на уроках русского языка. Тема: "Упражнение в распознавании предлогов и приставок"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели:

  • Закрепить умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
  • Развивать умения обобщать знания, логику, внимание, память.
  • Прививать любовь к природе и воспитывать заботливое отношение к ней. Способствовать воспитанию усидчивости, прилежания.

Оборудование:

  • картины с изображением зимней природы,
  • рисунки птиц,
  • кормушки,
  • карточки в виде цветка “подснежника”,
  • индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Очень будем мы стараться
И не станем волноваться.
Ну, ребята, чур, молчок
Начинается урок.

Сегодня ребята у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в зимний лес. Где увидим много необычного и узнаем много нового. Даже тетради у нас с вами будут сегодня волшебными, ведь вы в них будете стараться писать красиво и аккуратно.

- Ребята, откройте тетради. Запишите число и классная работа.

II. Чистописание

Ученик.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

- Что за царица пожаловала к нам на урок?

Ответы детей.

Она нарисовала узоры,полюбуйтесь.Мы сможем узнать тему урока только тогда, когда отгадаем загадку Зимы.

- Зима.

Что я вам написала за слова? Что в них интересного?

во в за на над по под про об о

Ответы детей.

Это приставки или предлоги? Без чего мы не можем определить это?

- Без текста нельзя определить.

Запись первой строчки чистописания.

- Давайте запишем эту строчку.

Чтобы записать вторую строчку мы должны вспомнить, что такое приставка и предлог. У нас сегодня необычный урок и с нами в зимний лес пойдут наши очень хорошие друзья – приставка и предлог. Давайте послушаем,что они расскажут о себе.

Приставка.

- Я, приставка. Я являюсь частью слова и пишусь с ним слитно. И ещё моя задача образовывать новые слова. Попробуйте и вы найти на доске слова с приставками.

Ответы детей.

Молодцы, ребята. Правильно назвали слова.

Предлог.

- А я, предлог. Я служебная часть речи. Между мной и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я пишусь отдельно от слова. Я никогда не буду стоять перед словами, которые обозначают действие предмета. Найдите на доске слова с предлогами.

Ответы детей.

Молодцы, ребята. Вы справились с моим заданием.

Учитель.

Докажите, что это предлог.

Теперь запишем вторую строчку чистописания.1 вариант выпишите только слова с приставками и выделите в них корень и приставку. 2 вариант выпишите слова с предлогами и обведите их в кружок.

Запись второй строчки.

забежал накормил на небе подлетел под деревом за окном поехали по дороге

Учитель.

Сегодня мы будем учиться различать предлоги ,приставки. Грамотно писать их. Побываем в сказочном зимнем лесу.

III. Словарная работа.

Теперь мы с вами выполним словарную работу.(Звучит музыка, входит девочка с корзинкой)

Уч. –Что за девочка к нам пришла, откуда?

Дев. – Здравствуйте,ребята.Послала меня мачеха за подснежниками в лес.

Уч. – Какие же сейчас подснежники? Зима на дворе. А они появляются только ранней весной.

Дев. - Как же мне теперь быть, без подснежников мне домой никак идти нельзя.

Уч. – Давайте поможем милой девочке. Скажите, из какой сказки пришла к нам она?

Ответы детей.

Дев. – Ах, так вот же они подснежники у вас на партах лежат. Помогите мне их собрать.

Уч. - Мы поможем тебе их собрать, но это необычные цветы. Переверните их ребята, что вы там увидели?

Ответы детей. (словарные слова)

Уч. - Если вы правильно вставите безударные гласные и поставите ударение, то мы сможем помочь ей. Она тогда отнесёт цветы мачехе и вернётся домой..

Словарная работа. (Один ученик работает на доске, а остальные на карточках).

Словарь: в.рона, с.рока,в.р.бей, м.дведь,за.ц,м.роз, б.рёза,вет.р.

Уч.- Давайте проверим, правильно ли выполнил работу ученик? Если правильно, поднимите свои подснежники вверх.

Дев.- Какие вы молодцы, как вы мне помогли!(собирает цветы ) Спасибо вам!(уходит)

Уч.- Вот ребята, мы с вами сделали сразу 2 добрых дела. Помогли девочке собрать подснежники , а ведь они занесены в “ Красную книгу”,она понесла их домой и при этом мы не сорвали цветы, сохранив нашу природу и конечно проверили свои знания.

IV. Разбор слов по составу.

Уч. - Мы продолжаем наш урок. Зима принесла нам холода и морозы. В нашем сказочном зимнем лесу тоже живут птицы.

- Каких птиц вы видите? Почему?

Ответы детей.

- А почему о них зимой нужно заботиться?

Для этого мы зимой делаем кормушки,чтобы птицам не было так голодно.

Ученик.

Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
Сделай нам, Денис, кормушки!

Уч. - Давайте мы тоже повесим кормушку и покормим наших птиц.Но лес у нас сказочный и поэтому кормить наших птиц мы будем нашими хорошими знаниями. На каждой семечке записано слово, которое нужно записать на доске и произвести его разбор по составу, все остальные работают в своих тетрадях. Давайте покормим их и выполним это задание.

Кормушка, зимний, птички, голодные, подлетят .

V. Составление предложения и выделение грамматической основы.

Прочитайте про себя ещё раз слова, которые мы с вами записали. Какое предложение можно составить с ними?

В зимний день голодные птички подлетят к кормушке.

Запишем его, найдём грамматическую основу и укажем те части речи, которые мы уже знаем. Ребята, скажите, есть ли в этом предложении наши друзья приставка и предлог?

- Правильно ребята определили вас в предложении?

Уч. -Теперь наши птицы довольны и сыты. Не забывайте помогать птицам зимой!

Физкультминутка.

VII. Работа с учебником.

- Теперь пришло время поработать с учебником.

Откройте учебники на стр.142 Упр.334.Запишите №упр.Давайте прочитаем задание.

Читаем текст и задание.

- Почему так называется текст?

- К чему он призывает?

- Сколько частей в этом тексте?

3 части.Запишем название.

- Мы спишем этот текст по частям. 1ряд- 1абзац,2ряд-2.абзац,3ряд-3абзац.Спишите, вставите пропущенные буквы и выделите в этих словах корни и приставки ,обвести в кружок предлоги.

Ваша задача внимательно списать и выполнить задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка.

VI. Проверочная работа на карточках.

Уч. - Сейчас мы с вами выполним задание, где вы должны раскрыть скобки и правильно записать предлоги и приставки со словом. Таким образом вы проверите свои знания.

А как же вы определите, как писать?

Дети. - Если приставка, то напишем слитно, если предлог- то отдельно, т.к. между словом и предлогом можно поставить вопрос.

1. Зима.Ребята (с)делали кормушки (для)птиц.

2. Они (по)весили её (в)школьный сад.

3. (В)птичью столовую (при)летает много различных птиц.

Получился рассказ.

Выборочная проверка работ.

Вывод: Как важно правильно поставить предлог и приставку.

Дополнительно.

На этом проказы зимы не закончились. Она взмахнула рукавом и запорошила снежинками текст. Давайте восстановим рассказ и вставим пропущенные слова, чтобы получился связанный рассказ.

Наступила *****зима. ***** снег покрыл землю.К кормушке прилетели ***** воробьи,*****синицы.

VIII. Итог урока.

Мы с вами проделали большую работу. Давайте ещё раз вспомним ,как отличить предлог от приставки.

Кому мы сегодня помогали на уроке? О чём ещё говорили на уроке?

Чтобы не забыть о чём мы говорили сегодня на уроке вам нужно будет выполнитьупр.339 на стр. 127.

Давайте проверим,всё ли вы усвоили. Я вам говорю сейчас либо слова с предлогами, либо слова, частью которых являются приставки.

Если в слове есть приставка- руки раскрываем, если слова с предлогом – закрываем.

Приставка и предлог помогают.

Нарисовать, на берегу, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал, с дерева, подпрыгнул, под потолок, отлетел, от стола.

- Здорово, Почти не ошиблись.

Очень хорошо работали сегодня на уроке, помогали и получают оценки…

Урок окончен.