Цели:
- Закрепить умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
- Развивать умения обобщать знания, логику, внимание, память.
- Прививать любовь к природе и воспитывать заботливое отношение к ней. Способствовать воспитанию усидчивости, прилежания.
Оборудование:
- картины с изображением зимней природы,
- рисунки птиц,
- кормушки,
- карточки в виде цветка “подснежника”,
- индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Очень будем мы стараться
И не станем волноваться.
Ну, ребята, чур, молчок
Начинается урок.
Сегодня ребята у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в зимний лес. Где увидим много необычного и узнаем много нового. Даже тетради у нас с вами будут сегодня волшебными, ведь вы в них будете стараться писать красиво и аккуратно.
- Ребята, откройте тетради. Запишите число и классная работа.
II. Чистописание
Ученик.
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
- Что за царица пожаловала к нам на урок?
Ответы детей.
Она нарисовала узоры,полюбуйтесь.Мы сможем узнать тему урока только тогда, когда отгадаем загадку Зимы.
- Зима.
Что я вам написала за слова? Что в них интересного?
во в за на над по под про об о
Ответы детей.
Это приставки или предлоги? Без чего мы не можем определить это?
- Без текста нельзя определить.
Запись первой строчки чистописания.
- Давайте запишем эту строчку.
Чтобы записать вторую строчку мы должны вспомнить, что такое приставка и предлог. У нас сегодня необычный урок и с нами в зимний лес пойдут наши очень хорошие друзья – приставка и предлог. Давайте послушаем,что они расскажут о себе.
Приставка.
- Я, приставка. Я являюсь частью слова и пишусь с ним слитно. И ещё моя задача образовывать новые слова. Попробуйте и вы найти на доске слова с приставками.
Ответы детей.
Молодцы, ребята. Правильно назвали слова.
Предлог.
- А я, предлог. Я служебная часть речи. Между мной и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я пишусь отдельно от слова. Я никогда не буду стоять перед словами, которые обозначают действие предмета. Найдите на доске слова с предлогами.
Ответы детей.
Молодцы, ребята. Вы справились с моим заданием.
Учитель.
Докажите, что это предлог.
Теперь запишем вторую строчку чистописания.1 вариант выпишите только слова с приставками и выделите в них корень и приставку. 2 вариант выпишите слова с предлогами и обведите их в кружок.
Запись второй строчки.
забежал накормил на небе подлетел под деревом за окном поехали по дороге
Учитель.
Сегодня мы будем учиться различать предлоги ,приставки. Грамотно писать их. Побываем в сказочном зимнем лесу.
III. Словарная работа.
Теперь мы с вами выполним словарную работу.(Звучит музыка, входит девочка с корзинкой)
Уч. –Что за девочка к нам пришла, откуда?
Дев. – Здравствуйте,ребята.Послала меня мачеха за подснежниками в лес.
Уч. – Какие же сейчас подснежники? Зима на дворе. А они появляются только ранней весной.
Дев. - Как же мне теперь быть, без подснежников мне домой никак идти нельзя.
Уч. – Давайте поможем милой девочке. Скажите, из какой сказки пришла к нам она?
Ответы детей.
Дев. – Ах, так вот же они подснежники у вас на партах лежат. Помогите мне их собрать.
Уч. - Мы поможем тебе их собрать, но это необычные цветы. Переверните их ребята, что вы там увидели?
Ответы детей. (словарные слова)
Уч. - Если вы правильно вставите безударные гласные и поставите ударение, то мы сможем помочь ей. Она тогда отнесёт цветы мачехе и вернётся домой..
Словарная работа. (Один ученик работает на доске, а остальные на карточках).
Словарь: в.рона, с.рока,в.р.бей, м.дведь,за.ц,м.роз, б.рёза,вет.р.
Уч.- Давайте проверим, правильно ли выполнил работу ученик? Если правильно, поднимите свои подснежники вверх.
Дев.- Какие вы молодцы, как вы мне помогли!(собирает цветы ) Спасибо вам!(уходит)
Уч.- Вот ребята, мы с вами сделали сразу 2 добрых дела. Помогли девочке собрать подснежники , а ведь они занесены в “ Красную книгу”,она понесла их домой и при этом мы не сорвали цветы, сохранив нашу природу и конечно проверили свои знания.
IV. Разбор слов по составу.
Уч. - Мы продолжаем наш урок. Зима принесла нам холода и морозы. В нашем сказочном зимнем лесу тоже живут птицы.
- Каких птиц вы видите? Почему?
Ответы детей.
- А почему о них зимой нужно заботиться?
Для этого мы зимой делаем кормушки,чтобы птицам не было так голодно.
Ученик.
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
Сделай нам, Денис, кормушки!
Уч. - Давайте мы тоже повесим кормушку и покормим наших птиц.Но лес у нас сказочный и поэтому кормить наших птиц мы будем нашими хорошими знаниями. На каждой семечке записано слово, которое нужно записать на доске и произвести его разбор по составу, все остальные работают в своих тетрадях. Давайте покормим их и выполним это задание.
Кормушка, зимний, птички, голодные, подлетят .
V. Составление предложения и выделение грамматической основы.
Прочитайте про себя ещё раз слова, которые мы с вами записали. Какое предложение можно составить с ними?
В зимний день голодные птички подлетят к кормушке.
Запишем его, найдём грамматическую основу и укажем те части речи, которые мы уже знаем. Ребята, скажите, есть ли в этом предложении наши друзья приставка и предлог?
- Правильно ребята определили вас в предложении?
Уч. -Теперь наши птицы довольны и сыты. Не забывайте помогать птицам зимой!
Физкультминутка.
VII. Работа с учебником.
- Теперь пришло время поработать с учебником.
Откройте учебники на стр.142 Упр.334.Запишите №упр.Давайте прочитаем задание.
Читаем текст и задание.
- Почему так называется текст?
- К чему он призывает?
- Сколько частей в этом тексте?
3 части.Запишем название.
- Мы спишем этот текст по частям. 1ряд- 1абзац,2ряд-2.абзац,3ряд-3абзац.Спишите, вставите пропущенные буквы и выделите в этих словах корни и приставки ,обвести в кружок предлоги.
Ваша задача внимательно списать и выполнить задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка.
VI. Проверочная работа на карточках.
Уч. - Сейчас мы с вами выполним задание, где вы должны раскрыть скобки и правильно записать предлоги и приставки со словом. Таким образом вы проверите свои знания.
А как же вы определите, как писать?
Дети. - Если приставка, то напишем слитно, если предлог- то отдельно, т.к. между словом и предлогом можно поставить вопрос.
1. Зима.Ребята (с)делали кормушки (для)птиц.
2. Они (по)весили её (в)школьный сад.
3. (В)птичью столовую (при)летает много различных птиц.
Получился рассказ.
Выборочная проверка работ.
Вывод: Как важно правильно поставить предлог и приставку.
Дополнительно.
На этом проказы зимы не закончились. Она взмахнула рукавом и запорошила снежинками текст. Давайте восстановим рассказ и вставим пропущенные слова, чтобы получился связанный рассказ.
Наступила *****зима. ***** снег покрыл землю.К кормушке прилетели ***** воробьи,*****синицы.
VIII. Итог урока.
Мы с вами проделали большую работу. Давайте ещё раз вспомним ,как отличить предлог от приставки.
Кому мы сегодня помогали на уроке? О чём ещё говорили на уроке?
Чтобы не забыть о чём мы говорили сегодня на уроке вам нужно будет выполнитьупр.339 на стр. 127.
Давайте проверим,всё ли вы усвоили. Я вам говорю сейчас либо слова с предлогами, либо слова, частью которых являются приставки.
Если в слове есть приставка- руки раскрываем, если слова с предлогом – закрываем.
Приставка и предлог помогают.
Нарисовать, на берегу, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал, с дерева, подпрыгнул, под потолок, отлетел, от стола.
- Здорово, Почти не ошиблись.
Очень хорошо работали сегодня на уроке, помогали и получают оценки…
Урок окончен.