Цели:
- Продолжить работу по теме "Фонетика".
- Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока.
Образовательные.
- Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
- Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.
Развивающие.
- Развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи.
- Работать над развитием речи учащихся.
Воспитательные.
- Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
- Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Блиц - опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что изучает "Фонетика"?
- В какой речи используются звуки?
- А в письменной речи?
- Что такое буквы?
- Подберите синоним к слову "алфавит".
- Что такое алфавит, или азбука?
2) Расположить слова в алфавитном порядке:
Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, поземка*.
- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").
Сильным. Выяснить лексическое значение указанных слов. Составить и записать предложения с этими словами.
- Какой словарь вам потребуется?
- Подчеркните грамматические основы предложений.
Взаимопроверка.
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы они делятся?
- Сколько гласных букв? Какая позиция для них является сильной?
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?
III. Проверка домашнего задания.
1 группа.
- Назвать слова, помещенные в орфографическом слове учебника, в которых все согласные мягкие. Привести свои примеры.
2 группа.
- Назвать слова, помещенные в орфоэпическом словаре учебника, в которых гласная буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного. (Ателье, модель, партер, свитер, теннис, шоссе).
IV. Объяснение нового материала.
1.
В русском языке : гласных букв, а гласных звуков:
(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]
- Почему так?
- Запишите транскрипцию слов: тема, нёс, люк, мята
- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).
- Каких? (Мягких).
- Сколько звуков они обозначают? (Один).
- Сделайте вывод.
- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?
- Докажите это.
(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока).
2. Запись темы урока.
- Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?
Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.
3. Работа с учебником, страница 127.
Дети последовательно читают слова второго столбика, объясняют, почему гласные е, ё, ю, я дают два звука. Делают вывод.
Затем по аналогии работают со словами 3 и 4 столбика.
4. Чтение вывода по учебнику, страница 127.
V. Закрепление материала.
1. Работа с таблицей.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Обозначают | Обозначают |
2. Игра "1" или "2".
Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.
3. Фонетический анализ слов.
- Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
I вариант: юг, баян, льёт, поезд.
II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.
VI. Проверка усвоения материала.
Тест.
I вариант
Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл; б) ёжик; в) щётка
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель; б) если; в) въезд
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) город; б) скользкий; в) трое
Сколько звуков в слове разъяснить?
а) 8 б) 9 в) 10
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать; б) фиолетовый; в) лает
В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка; б) каёмка; в) осина
II вариант
Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы |
|
I вариант | II вариант |
1. б) ёжик | 1. в) мята |
2. б) если | 2. в) приём |
3. б) скользкий | 3. а) пень |
4. б) 9 | 4. а) 7 |
5. б) фиолетовый | 5. а) кроить |
6. б) каёмка | 6. в) армия |
"5" - 6 баллов. "4" - 4 - 5 баллов. "3" - 3 балла. |
Взаимопроверка.
Оценивание работы товарища.
VII. Рефлексия.
- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
VIII. Домашнее задание.
1) Упражнение 305, определить количество букв и звуков в словах.
2) Придумать сказку "В каких словах спрятался хитрый й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук й:" (по желанию).
IХ. Подведение итогов урока.
Работа с обобщающей таблицей по теме "Фонетика".
Выставление оценок.