Введение
Интерес к проблеме воображения, как психического процесса возник сравнительно недавно на рубеже 19-20 вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования воображения (С.Д. Владычко. В.Вундт, Ф.Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мишенко, Т. Рибо, Л.С. Выготский. А.Я. Дудецкий и др.). Постепенно аспекты изучения этой проблемы расширяются, разрабатываются новые методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. В науке возрастает интерес к проблеме творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов - природа. А творящий человек, лишь подобен ей. Одной из главных особенностей творческой природы является то, что она не любит ясных, простых, однозначных решений. Именно поэтому трудно дать определение творцу и творчеству.
Развитие творческих способностей, “том числе творческого воображения детей это наиболее актуальная проблема в России, да и, пожалуй, во всем мире. Новые экономические отношения привели к смене традиционной образовательной парадигмы.
Традиционное образование - фактологическое, т.е. предполагает передачу обучающимся готовых знаний", в результате чего обучающийся получает сумму знаний, умений и навыков. Однако доказано, что готовые знания, факты ослабляют внутреннюю мотивацию обучающегося и приводят к невостребованности потенциала личности. Новые взгляды на образование заключается в целенаправленном всестороннем развитии творческого потенциала человека. Ранняя диагностика способностей детей и их дальнейшее развитие в творческой деятельности - необходимые условия для формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.
Творческие способности
Творческое мышление - это просто
понимание того факта, что нет ничего особенно
хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их
всегда делали.
Роджер фон Эйх.
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.
Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого — то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы оцениваете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознании. В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите насколько она применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной – более узко.
Творчество - это десять процентов
вдохновения и девяносто процентов потения”.
Томас Эдисон, изобретатель
Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;
3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;
4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;
6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;
7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее:
9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;
10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;
11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточен ность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.
С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому, проконсультироваться у психолога — и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры.
Взгляните чуть подальше первого правильного ответа
Лучший способ создать хорошую идею
иметь много идеи.
Лайнус Полине,
физик, нобелевский лауреат
УПРАЖНЕНИЕ. Что это такое?
В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе “единственно правильное решение”, который внедряется в нас тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет, “черное-белое”, “правильно-неправильно”.
Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся па первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.
Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и т.д. Второй рисунок — это медведь лезет на дерево. Это упражнение очень нравится детям. Если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей
можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть найдете лучшее решение.
Установление связей
Способность устанавливать связи и
соотношения, иногда странные и даже шокирующие,
лежит в основе любого творческого ума
зависимости от области или дисциплины.
Джордж Дж. Зайдель,
писатель
УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой?
Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др.
Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок, Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения.
Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.
В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову.
Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент “Ага!” Это “Ага!”, которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому “Ого!, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то и другое происходит спонтанно
Слова-триггеры
Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека. А ваши воспоминания, опыты, идеи являются сказками, повестями, рассказами, фантастикой, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.
Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.
Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, которое попал ваш палец.
ЭНЗИМ
Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, И представить себе какую-нибудь военную игру.
УПРАЖНЕНИЕ. Какую игру вы придумаете, чтобы сыпать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка? И т.д.
Разделение и соединение
Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется анализ атрибутов. При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.
УПРАЖНЕНИЕ. Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно тверд- го материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.
Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у нашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.
Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествии. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.
Изменение контекста
УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.
Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок.
Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной дли белья, “чесалкой” для спины.
Невозможно вызвать процесс творчества
по своей воле,
невозможно умолить его снизойти на вас, даже
давая
обеты. На самом деле он придет к вам скорее, когда
ваш
разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик
Упражнения на импровизацию
Разминка
- Какая последняя творческая идея вас посетила?
- Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
- Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.
- Вспомните свое раннее детство.
- Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?
Проверка гибкости ума
1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.
2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.
3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?
Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
Практика творчества
Выберите любое повседневное занятие, которое вы выполняете регулярно: чистить зубы, и придумывайте те способы что бы сделать это занятие более творческим.
Развитие метафорического мышления
1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что ... для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как ... гнев. Кран для…. то же, что ... для праздника.
2. Мой дом - это ... Мой друг - это... Правда - это ... Игра - это ... Обед - это ... Сон - это ... |
Мой детский сад- это ... Беспокойство - это ... Дружба - это ... Книга - это ... Прогулка - это ... Школа - это... |
Займитесь синтезом
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?
Каков вкус радости?
Каким образом вы
Создадите командную игру с двумя мячами? Переконструируйте человеческое тело?
Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?
Повседневное творчество
Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.
В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.
Спонтанная иллюстрация
Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?
Программирование снов
Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем выдумали, засыпая накануне, и постарайтесь рассказать родителям. Выплесните мысли, не вставая с кровати.
Две минуты на творчество
Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.
Выполните следующие упражнения.
- 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций
- 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку).
- На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
Если вы ожидаете неожиданного, то и
не найдете ого.
Гераклит, философ
Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях:
1. “Конструкция”
листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.
2. “Три словечка”
Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.
- Кот играл мячом в самолете.
- На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
3. “Каракули”
Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его.
4. “Сочинение загадок но алгоритму”
Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:
Какой? Что такое же?
Алгоритм:
1. Выбрать объект,
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”
3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”
4. Вставить слова -связки “….но не...”
5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
5. “Рисовалка”
Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.
6. “Рифмочка”
Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.
7. “Как сказать иначе?”
Отыскать как можно больше синонимов к словам:
- Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый......
- Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный......
- Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный......
- Друг: приятель, товарищ, коллега…
- Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный.....
- Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
- Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный.....
- Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный......
8. “Полный спектр.”
Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:
- Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
- Города: Анапа, Байкал, Воронеж.
- Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
- Пища: ананас, булка, виноград...
- Деревья: акация, береза, верба....
- Животные и т.д.
9. “ Да и нет ”
Отгадать героя скалки, задавая вопросы на которые можно ответить только “Да или нет”, но прямых вопросов задавать нельзя (например - Это кошка?)
10.“Вкусный рюкзачек”
В рюкзачке лежали: бутерброд, мячик, конструктор, ложка, апельсин, кубик, сосиска, фломастер, орех. Перечислить, что из съедобного лежало в рюкзачке.
11.“Тактильный рукав”
В мешочек - рукав положить фигурки плоскостной разрезной игры “ Танграм” или любые геометрические фигурки. Дети должны определить на ощупь, что было в мешке и запомнить. А теперь ответить па вопросы:
- Сколько фигур было в рукаве?
- Сколько четырехугольников? Достаньте квадрат.
- Сколько всего треугольников? Достаньте средний.
- Сколько фигурок осталось?
12.“Фигурка”
Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.
13.“Рассказ по картинке”
Приготовить разные картинки из журналов. Расскажите прошлое, настоящее, будущее того или иного предмета или живого существа.
14.“Решение необычной проблемы”
Подумайте и напишите, что вы будете делать если:
- Все люди будут легкими, как пушинки?
- Если животные станут разговаривать, как люди?
- Если все люди смогут читать мысли на расстоянии? И др.
Полезные советы
Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.
СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.
СОВЕТ 3. Творя -рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас,нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.
СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.
Заключение
И в заключение, хочется обратить особое внимание па следующее.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организована
лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий и резкого или длительного нарушения режима занятий и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.
Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может баловать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е. помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.
С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется пользовать предлагаемый набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно ответить самому или проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное здесь - это увлечь ребят в процесс творческой игры.
Список литературы
1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994. - с.62- 66
2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство “Питер”, 1996. - 229 с.
3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.
4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. — 32с.
5. Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2005. №6 - с.9-10.