Цель: воспитание активной жизненной позиции.
Задачи:
- Расширить знаний учащихся о птицах, зимующих в Кемерово.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе родного края.
Оборудование: у детей материалы по итогам наблюдений и исследований, кормушки, листы для заданий в группах, литературные произведения о птицах; презентация.
1 слайд.
Сегодня мы проводим очередное занятие в рамках проекта "Птицы нашего города"
Первая беседа показала, что эта тема волнует вас. Мы договорились собрать информацию о зимующих в нашем городе птицах, о том, какую помощь им может оказать человек.
Сегодня мы подведем итоги этих этапов деятельности.
2 слайд.
Итак, какие же птицы зимуют в нашем городе? В этих наборах букв спрятались названия пернатых. Отыщите их. (Работа в группах.)
(Воробей, ворона, дятел, сорока, синица, снегирь, поползень, голубь, свиристель)
3 слайд. Воробей.
Эта птица любит собираться стайками. Поднимают большой шум своим многоголосым чириканьем. Характер боевой, отважный. В центральном парке г. Бостона в знак благодарности за спасение посевов от гусениц благодарные жители поставили птице памятник. Расскажите о своих наблюдениях.
4 слайд. Ворона.
Не надо путать с птицей ворон. Опишите птицу и расскажите о ней.
5 слайд. Дятел.
Зимой дятел - кузнец, а летом - врач. Весной пьет сок берёзы, продалбливая маленькие дырочки в коре. Делает это кольцами. Говорят "кольцует дерево".Добавьте информацию.
6 слайд. Сорока.
В зимнее время совершает небольшие местные кочёвки. Птица всеядная. Ест насекомых, в том числе вредных - колорадского жука. Поедает мелких грызунов и даже птичьи яйца. Живут парами. Кто наблюдал за этими птицами, расскажите.
7 слайд. Синица.
Круглый год живут рядом с человеком. Тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, уничтожая насекомых. В день синичка должна съесть 75 зёрен. А если птица пару дней поголодает, то она погибнет. Из десяти синиц до весны доживают только три.
8 слайд. Снегирь.
Прилетает к нам на зимовку из тайги. Стайная птица. Питаясь ягодами, достают из них семена, а мякоть выбрасывают. Высвистывание снегиря использовано в опере Н. А. Римского- Корсакова "Снегурочка".
9 слайд. Поползень.
Оседлая и частично кочующая птица. Единственная птица, которая способна передвигаться по стволу вниз головой. Птица-акробат. Запасает пищу впрок. Засовывает в трещины стволов орешки кедра, плоды липы и клёна.
10 слайд. Свиристель.
Певчая птица с заметным гребешком, передвигается в больших группах. Распространён в зоне таежных лесов. Питается ягодами, почками деревьев и кустов.
11 слайд. Голубь.
Зрение у голубя особенное. Глаз его может выбирать из поля зрения только ту информацию, которая нужна в данный момент, и не замечает другую.
12 слайд. Узнайте птицу по ее описанию.
Работа в группах (звучит музыка)
13 слайд. Закончи пословицы и поговорки.
В повседневной речи, чтобы убедить в чём-то собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц. Мнение народа многое значит. С ним мы сверяем наше поведение и мысли.
В пословицах говорится о птицах, а подразумеваются люди. Вам предложено начало, а вы продолжите. (Приложение 1)
14 слайд. Фразеологизмы.
Иногда в речи мы слышим фразы, которые ярко, точно характеризуют создавшуюся ситуацию и человека в ней.
Объясните данные фразеологизмы . (Приложение 2)
15 слайд. Птицы - герои литературных произведений.
Каждая птица имеет свой характер, поэтому они стали героями литературных произведений.
-Какие произведения вы прочитали? Какими показаны птицы в них? (Приложение 3)
16 слайд. Птицы-барометры природы.
Чтобы облегчить себе жизнь, люди придумали множество замечательных приборов: весы, градусник, микроскоп и др. А чтобы знать атмосферное давление был изобретён барометр (итальянским учёным).
Но и птицы могут подсказать погоду.
-Продолжите фразы.
17 слайд. Что осложняет жизнь зимующих птиц.
Зима в этом году лютая, такой зимы, по убеждению учёных, не было 30 лет. Птицам приходится туго.
_Что же осложняет жизнь зимующих птиц? Назовите и поясните (сильные морозы; метели заметают корм; на обледенелых ветках птице не найти корма; за короткий зимний день невозможно найти столько корма, чтобы продержаться продолжительную холодную ночь).
Так нужна птицам помощь человека?
Какую помощь вы оказали птицам?
18 слайд. Кормушки - фантазия.
Такие кормушки мог сделать человек с богатой фантазией и золотыми руками.
-Дайте им название.
19 слайд.
-Почему эти кормушки не понравятся птицам?
20 слайд.
-Из чего вы сделали свои кормушки?
21 слайд.
Птицы будут довольны.
22 слайд.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Какие правила развешивания кормушек вы знаете?
23 слайд.
Криптограмма. (Люди, помогите нам !)
Назовите отправителя.
-Что посоветуете ребятам, которые подготовят корм летом?