Тип урока: обобщение и контроль знаний.
Обучающие цели урока:
- Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
- Повторение правил записи формул в Excel.
- Повторение возможностей различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул, развитие умения применять различные варианты ссылок.
Развивающие цели урока:
- Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
- Развитие логического мышление, памяти, внимания, способность к анализу.
- Формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний.
Воспитательные цели урока:
- Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
- Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.
Программно-дидактическое обеспечение:
Компьютеры IBM PC, программа Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, презентация к уроку, карточки с заданиями контрольной работы (4 варианта).
База знаний:
К этому уроку учащиеся знают:
- Что такое “электронные таблицы”, их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
- Арифметические действия в электронных таблицах, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
- Относительные и абсолютные ссылки.
- Правила копирования формул.
План урока
- Организационный момент.
- Активизация опорных ЗУН учащихся.
- Контрольная работа.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Конспект урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих учащихся.
2. Активизация опорных ЗУН учащихся.
Повторение ранее изученного материала производится с помощью презентации.
На предыдущих уроках мы уже познакомились с тем как вводятся формулы в таблицах. Цель нашего урока – проверить и закрепить знания, приобретенные на предыдущих занятиях. Давайте вспомним.
- Для чего предназначены Электронные таблицы?
- Какова структура Электронной таблицы?
- Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?
- Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?
- Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы?
СЛАЙДЫ 1-2. Вступление. Объявляется тема урока, понятия, которые будут обсуждаться на уроке. Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это закрепление понятия относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
- создавать, редактировать и форматировать табличный документ;
- выполнять вычисления по формулам;
- применять относительные и абсолютные ссылки.
Давайте вспомним: Что такое формула? Какие правила записи формул в электронных таблицах вы знаете? Как отображается формула при вводе и по окончании ввода?
СЛАЙД 3. (Рис. 1) Основным достоинством электронной таблицы Excel является наличие мощного аппарата формул. Можно складывать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, вычислять синусы и косинусы и т.д.
Рис. 1
СЛАЙД 4. (Рис. 2). На данных примерах мы вспомним, как вычисляется результат по формуле. (Ответ отобразится на слайде по щелчку мыши)
Рис. 2
Мы видим, что в формулах используются ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные, кроме этого, могут быть использованы смешанные ссылки. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другую ячейку (СЛАЙД 5).
СЛАЙД 6. На прошлых уроках мы выяснили, что всякое изменение места расположения формулы введет к автоматическому изменению адресов ячеек в этих формулах. Таким образом реализован принцип относительной адресации. По умолчанию при наборе формул в Excel используются относительные именно ссылки. На примере мы видим, как изменяется адрес ячеек в формулах при копировании.
СЛАЙД 7. Но как выяснилось, в некоторых случаях необходимо, чтобы при копировании адрес ячейки не изменялся – принцип абсолютной адресации. Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. Для абсолютных ссылок в имени ячейки употребляется символ $. На примере видно, что адрес ячеек в формуле не изменился при копировании.
СЛАЙД 8. В формулах можно использовать смешанные ссылки, в которых координата столбца абсолютная, а строки – относительная, или, наоборот, координата столбца относительная, а строки – абсолютная.
А теперь давайте рассмотрим копирование формул, содержащих относительные и абсолютные ссылки на примерах, разберем задания. Рис. 3, 4. (СЛАЙДЫ 9-10).
Рис. 3
Рис. 4
3. Контрольная работа.
Теперь вам предстоит выполнить контрольную работу. Вы получите карточки с заданиями (Приложение 1) и бланки для ответов. Обращаю ваше внимание на то, что в первых трех заданиях надо записать формулу, а в двух последних – число. Желаю вам успеха!
4. Подведение итогов, выставление оценок.
Список литературы
- Н.Д. Угринович, Базовый курс: Учебник для 8 класса, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний АО “Московские учебники”, 2007 г.
- К.М. Златопольский, 1700 заданий по Microsoft Excel, “БХВ-Петербург”, 2003 г.