На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием.
Дополнительные формы физического воспитания в прогимназии № 15 г.Ростова-на-Дону стали традицией. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования мотивации развития личности.
Поэтому в практике физического воспитания младших школьников в прогимназии широко используются фольклорное наследие, театрализованная деятельность, сюжеты народных сказок, танцевальные и музыкально-ритмические игры.
Цель: формирование у младших школьников творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления детей с традициями русской национальной культуры.
Задачи:
- оздоровительные: способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться;
- развивающие: развивать интерес к танцевальным упражнениям, учить двигаться ритмично и красиво; содействовать развитию тонкой координации, непринужденности движений;
- воспитательные: развивать «экологический» взгляд на мир;
- образовательные: разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей, обучить школьников самостоятельному выполнению комплексов упражнений по карточкам.
Оборудование: гимнастические скамейки, маты, туристические коврики, гимнастические обручи, «дартс», стойки, баскетбольный мяч, тренажер «велосипед», скакалки, большие гимнастические мячи с ручкой; дополнительный реквизит для проведения урока, изготовленный лично педагогом.
Ход мероприятия
Под музыку школьники входят в спортивный зал и, пройдя за учителем «змейкой», располагаются около стенда, на котором размещена карта Ростовской области.
Учитель: «Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Донскому краю. Он находится на юге России, на одной из крупнейших равнин земного шара – Восточно-Европейской. Столицей Донского края, в старину называемого Донщиной, является город Ростов-на-Дону, расположенный на высоком берегу реки Дон. А река Дон впадает в Азовское море. Ростов-на-Дону – это административный, культурный и исторический центр края, порт пяти морей. Донской край щедрый и солнечный, в нем живут гостеприимные люди. И я предлагаю вам совершить путешествие по Донскому краю, познакомиться поближе с его природными особенностями, обычаями и традициями коренных жителей, которых называют казаками. Ну как, путешественники, готовы? Тогда в путь!
Уже в самом начале нашего пути я вижу первое препятствие, придется пробираться через высокие и густые кустарники.
Задание 1. (Перестроение). По сигналу последний игрок в шеренге устремляется к ее началу, обегая «змейкой» стоящих перед ним. Добежав до начала шеренги, становится вперед, сохраняя тот же интервал. Второй участник по сигналу стартует за первым, старается его догнать и обогнать, и т.д.
Учитель: «А теперь предстоит пробираться ползком под завалами сухих деревьев»
Задание 2. И.п. – упор стоя, пролезть в образовавшиеся «ворота».
Учитель: «Взгляните! Перед нами вход в пещеру! Чтобы не потерять никого из виду, мы будем держать друг друга за плечи, присядем на корточки, так как проход через пещеру очень узкий и низкий».
Задание 3. Вслед за учителем дети, придерживая руками друг друга за плечи, выполняют ходьбу в приседе.
Учитель: «Вот мы и вышли из пещеры. Теперь нам нужно вместе сбежать с горы вниз. Тот, кто расцепит руки в колонне, выходит на поляну и выполняет любое упражнение для развития силы рук»
Задание 4. Дети становятся вслед за учителем друг за другом и берется руками за пояс впереди стоящего. По сигналу колонна пускается в путь, совершая волнообразные перемещения («гусеница»). Школьники стараются отслеживать и выполнить соответствующие движения. По условиям игры участник, выполняет задание с учителя.
Учитель: «Трудный был переход. Давайте сделаем привал. А чтобы не не было скучно, поиграем вот в такую игру».
Задание 5. Играющие принимают положение лежа на животе по кругу головой к центру. Учитель касается любого лежавшего игрока, тот встает, обегает всех по кругу, а в это время играющие принимают положение в упор лежа и задерживают дыхание до возращения игрока на свое место. Выдох должен происходить плавно, без толчков.
Учитель: «Ребята, мы находимся на зеленом лугу. А луговой воздух богат эфирными маслами душистых растений, которые благотворно влияют на органы дыхания, укрепляя организм»
Задание 6. Сделав медленный полный вдох, надо задержать дыхание, а затем очень короткими и сильными толчками полностью выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, не надувая при этом щеки. Снова медленный вдох, задержка- и выдох резкими толчками. Ритмично повторяют такие вдохи и выдохи несколько раз.
Учитель: «А сейчас я проведу вас по незнакомой тропинке».
Задание 7. Ходьба по двум гимнастическим скамейкам, расположенными под острым углом друг к другу.
Учитель: «Тропинка вывела нас на поляну, где растут… Отгадайте загадку, что же растет на поляне?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
(Ответы детей.)
Учитель: «Правильно, подсолнух!» Наш путь лежит через поле этих удивительных степных растений. В народе их называют «солнышками». Потому что они всегда поворачивают свои головки вслед солнцу».
Дети надевают на голову «подсолнухи» (цветки изготовлены из поролона по типу жабо).
Учитель:
«Вы мои помощники,
мои солнышки,
Потанцуем же сейчас мы –
«Подсолнушки!»
Задание 8. Выполнение гимнастических упражнений в танцевальном стиле. (После выполнения упражнений дети снимают с головы «подсолнухи».)
Учитель: «Вот мы пришли в старинную казачью станицу. Ребята, а что такое станица? (Ответы детей.)
У каждой станицы свой характер, свои обычаи, свои игры. Многие из таких народных игр сохранились и дошли из далекого прошлого до нас, людей, живущих в XXI веке. И мы играем в них с большим удовольствием. Донские казаки – лихие наездники, так как верховой езде казачат обучали сызмальства. Первый раз на коня отец сажал сына, когда ему исполнялось три года.
Ну, а как вы сумеете удержаться в седле, сейчас проверим.
Задание 9. Упражнения на больших гимнастических мячах с ручкой.
- «Правильная осанка». И.п. – сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая. Сохранять правильную осанку, голову не опускать (15 сек.). Затем выполнить наклоны головы вправо (влево) (6 раз).
- «Хлопки» под ногами». И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить. Выполнение легких прыжков, поднимая ноги поочередно и делая под ними хлопки (8-10 раз).
- «Повороты». И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах; 1-4- поворот туловища вправо (влево), правую (левую) руку вверх за голову; 5- и.п. (5раз).
- «Отдых». И.п. – сидя на коленях. Лечь на мяч грудью, мышцы живота не напряжены, подбородок лежит на скрещенных перед собой (на мяче) руках. Покачиваясь на мяче, удерживая равновесие, расслабиться (6-8 раз).
Учитель: «А сейчас проведем состязания наездников».
Задание 10. Игровой конкурс «Наездники».
На расстоянии 10м от линии старта стоят шесть фишек. В первом «забеге» участвуют шесть учащихся. Каждый из них занимает место у линии старта напротив отметки. По команде «Марш!» дети скачут на «попрыгунчиках» (большие гимнастические мячи с ручкой) прямо до отметки и обратно к финишу. Учащиеся, закончившие забег в первой тройке, становятся победителями. Аналогично проводится и второй забег, в результате которого определяется вторая тройка победителей, и т. д.
Учитель: «Итак, закончились состязания. И я с полной уверенностью могу сказать, что вы хорошие наездники. Можно отвести в загон своих скакунов. А дальше мы пойдем пешком.
Хорошо, что у нас есть с собой карта. С ней не пропадешь. Наш путь лежит к Азовскому морю через «поле здоровья» (игровое поле с фишками и кубиками), которое поможет вам стать здоровыми и физически крепкими. А чтобы добраться до конечного пункта, вам придется потрудится. У каждого упражнения свой номер, он соответствует номеру напольной игры. На какой цифре остановится ваша фишка, тот номер упражнения вы выполняете и данное количество раз».
Задание 11. На стене закрепляют лист ватмана, расчерченный на клеточки с нумерацией от 1до 37. На каждой клеточке-карточке схематически изображено одно из упражнений, указано количество раз его выполнения. Класс делится на 4 группы. Для каждой группы участников выделено игровое поле с разноцветными фишками и игровыми кубиками, на боковых гранях которых точками обозначены числа 1,2,3,4,5,6. В каждой группе устанавливают порядок хода, по очереди бросая кубик. Сколько точек окажется на обращенной вверх стороне кубика, на столько клеток передвигается фишка на игровом поле. Поставив фишку на клетку с соответствующим номером, игрок выполняет изображенное на рисунке упражнение в отведенном для этого месте спортивного зала. Выигрывает тот, кто первым достигнет клетки с цифрой 37.
Учитель: «Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. И поэтому мы так быстро добрались до Азовского моря. Давайте сделаем привал вот здесь на берегу, и приготовим донскую уху. Но для этого необходимо поймать рыбу. Я предлагаю вам сделать это вместе со мной».
Задание 12. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».
На площадке стоят две гимнастические скамейки. «Рыбки-дети, взявшись за руки, образуют круг. Ведущий и три «рыбака» с неводом стоят в центре круга.
«Что вы вяжете?» – спрашивают рыбки. «Невод», – отвечают рыбаки. «Что вы будете ловить?» – спрашивают рыбки. «Рыбу, – отвечают рыбаки и уточняют: – карася!» «Ловите!» – говорят рыбки и разбегаются по залу.
Рыбаки стараются поймать хотя бы одну рыбку. Рыбки подбегают к скамейкам, пролезают под ней и оказываются в безопасном месте. (Рыбка считается пойманной, если на нее набросили невод.)
Игру повторяют 3-4 раза.
Учитель: «Наших рыбок мы отпустим, пусть плавают и растут, а из настоящей рыбы можно и уху приготовить. Да, но только из одной рыбу уху не сваришь. Что нужно еще положить в котелок, чтобы получилась настоящая уха?» (Дети перечисляют.)
Задание 13. Эстафета «Уха». Участвуют две команды. У первых номеров в колонне надеты поварские колпаки. Напротив команд на расстоянии 10м лежат гимнастические обручи. У всех участников команд в руках большие поролоновые предметы для приготовления ухи, имитирующие лук, зелень, картофель, морковь, рыбу, а также бидон с водой. По сигналу первый участник с помощью мяча- «попрыгунчика» добирается до обруча и ставит бидон с водой, затем возвращается назад, передает поварской колпак следующему участнику. Тот, таким же образом доставляет к обручу рыбу и т.д. Какая команда быстрее перенесет предметы для приготовления ухи, та и выиграла.
Учитель: «Ребята! А теперь вас ждет медовый десерт. Донской мед- ценнейший клад природы. Собирают его трудолюбивые пчелы. Представьте себя в роли этих насекомых».
Задание 14. Игра «Пчелка».
Играющие идут по внешней стороне круга из гимнастических обручей, приговаривая:
Только солнышко проснется –
Пчелка кружит, пчелка вьется
Над цветами, над рекой,
Над травою луговой.
Сладкий сок домой несет,
Чтобы сделать свежий мед.
Во время произнесения текста дети имитируют движения пчелы так, как они себе их представляют. С последним словом дети стараются занять любой «домик» – обруч. Пчелка, оставшаяся без домика, обходит обручи и, выбрав какого-либо игрока, обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин выбегает из домика и бежит по внешней стороне круга из обручей в одну сторону, пчелка – в противоположную. Тот, кто первым обежит круг, занимает домик и остается в нем. Игру повторяют 3-4 раза.
Учитель: «Наше путешествие подошло к концу. Давайте остановимся на зеленом лугу, немного отдохнем и с удовольствием послушаем голоса природы. Я вам предлагаю лечь на коврики». (Дети ложатся на гимнастические коврики – релаксационная пауза.)
Звучит приятная музыка.
Учитель: «А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава, солнышко согревает ваши тела, дует нежный ветерок, и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Останьтесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо…(Учитель раскладывает рядом с детьми цветы.)
Теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и возьмите мой подарок – цветок (искусственный цветок). Это маленький тюльпан. На Дону его редкий цветок, и поэтому он занесен в Красную книгу».
Учитель (читает детям стихи):
Мне хочется склониться над цветами
Не для того, чтоб их составить,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Я надеюсь, что кода вы встретите в поле цветы, почувствуете их запах и увидите их красоту, то не будете рвать эти удивительные создания.
Построение. Подведение итогов урока.
Учитель: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Все вы показали себя ловкими, находчивыми, а главное - дружными и трудолюбивым. Я хочу, чтобы у вас остались самые теплые воспоминания о проведенном занятии, и в память о нем решила подарить вам забавного друга (раздает детям малые мячи), с которыми не бывает скучно в любом путешествии».