Урок окружающего мира по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

1. Дать понятие “план местности”.

2. Познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, Московского Кремля.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию.

Оборудование: физическая карта России, карты в учебнике; презентация к уроку, рабочая тетрадь № 2.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Впереди лето – пора путешествий. Что нам поможет в путешествии? (Карта, компас)

Что такое карта?

Как определить стороны горизонта?

Как можно прочитать карту?

Что обозначают на карте различные цвета? Условные знаки?

Как показывать на стенной карте?

Работа с картой (на доске – физическая карта России, на столах у детей индивидуальные карты в учебнике стр.90-91).

III. Знакомство с новым материалом.

Вы научились читать карту, определять по компасу стороны горизонта. Теперь можно отправляться в путь. Первое наше путешествие мы совершим в удивительный город, самый главный город нашей страны. Как вы думаете, о каком городе идет речь? (Москва)

Почему вы так решили?

Самый главный город нашей страны, столица нашей Родины – Москва.

Кто был в Москве?

Что вы знаете о Москве?

(Cлайд 2).

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!

(“Москва” Ф. Глинка)

Слайд 3.

Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем города Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

Слайд 4.

Перед вами герб Москвы. Герб – это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. Что вы увидели?

На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

Слайд 5.

Москва – огромный и очень красивый город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. Я приглашаю вас полюбоваться достопримечательностями нашей столицы. (Слайды 6–10)

Слайд 11.

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы-реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

Слайд 12.

Давным-давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное, водное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

А вот что дальше было с Кремлем, мы узнаем из учебника на стр. 102-103.

(Чтение текста учащимися, обсуждение)

Слайд 13.

М. Ю. Лермонтов посвяти такие строки:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И это Кремль, зубчатый, безмятежный!

Физминутка.

Слайды 14-20.

Еще одна достопримечательность Москвы – Красная площадь. Может кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

Ответ мы найдем в учебнике на стр. 104. Прочитайте.

(Чтение текста и обсуждение).

Мы на уроке многое узнали, посмотрели только самые важные достопримечательности Москвы. Но Москва – огромный город. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали впервые, даже можно заблудиться. Чтобы этого не произошло, в своих путешествиях можно пользоваться не только картой, но и планом местности.

Рассмотрите план города Москвы на стр.97.

Что такое план? Чем он отличается от карты?

Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется.

Рассмотрите план Москвы, найдите достопримечательности, о которых мы говорили сегодня на уроке.

Какие достопримечательности не были нами рассмотрены? Что вам о них известно?

Работа в тетрадях стр. 43-49.

IV. Подведение итогов.

Литература

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2007.