Цели:
- закрепить знания таблицы умножения и деления 2, 20 и на 2, на 20 при помощи деформированных упражнений;
- познакомить с умножением 200 и на 200 и с соответствующими случаями деления;
- воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях.
Задачи:
- развивать умения решать задачи и преобразовывать их в обратные;
- решать уравнения, соотнося целые и части:
- решать задачи геометрического характера.
Оборудование:
- учебники Математики 2 класс: авторы: М. И. Моро, Ю.М. Колягин, М А. Бантова и др.;
- мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. Устный счет.
а) Ребята, вы видите перед собой деформированные упражнения. (СЛАЙД 2)
По щелчку, после ответа детей.
Вставьте пропущенные числа и прочитайте примеры:
2 * = 8 2 * = 2
6 : 2 = 8 10 * = 0
2 * = 4 8 * = 6
4 : 2 = 8 : 2 =
б) Найдите произведение чисел и составьте четверки примеров: (СЛАЙД 3)
По щелчку, после ответа детей. После третьего щелчка – плавное появление.
2 * 4 = 20 * 4 =
в) Вставьте числа и знаки в равенства: (СЛАЙД 4)
По щелчку, после ответа детей.
К какому числу надо прибавить 10, чтобы получить 12? (к 2)
4 : + 10 = 12
К какому числу надо прибавить 10, чтобы получить 30? (к 20)
40 : + 10 = 30
К какому числу надо прибавить 22, чтобы получить 31? (к 9)
Какой же тогда поставим знак между числами 18 и 2, чтобы получить 9? (разделить)
18 2 + 22 = 31
К какому числу надо прибавить 18, чтобы получить 28? (к 10)
И какой же должен стоять знак между числами 5 и 2? (умножить)
5 2 + 18 = 28
г) Работа с геометрическим материалом.
(СЛАЙД 5)
По первому щелчку постепенно появляются нумерация и геометрические фигуры.
- Какие фигуры вы видите? (Треугольники, квадраты, прямоугольники, круги)
- Чем они отличаются? (Формой, цветом, размером)
- Какая фигура под № 5? № 3? № 6? (Под номером 5 – большой прямоугольник, под номером 3 – большой квадрат, под номером 6 – маленький прямоугольник)
- Какая фигура в левом верхнем углу? (Большой треугольник)
- В правом нижнем углу? (Маленький круг)
- Как узнать сколько всего фигур? (2 + 2 + 2 + 2 = 8)
- Чем можно заменить сложение одинаковых слагаемых? (2 * 4 = 8)
2. Работа в тетради.
а) Запишите число, классная работа.
Решите уравнения, при затруднении пользуйтесь схемами: (СЛАЙД 6)
По первому щелчку постепенно появляются 3 уравнения. Затем отдельный щелчок на каждую схему.
1 ряд – уравнение: 3 * х = 6
2 ряд – уравнение: х : 2 = 8
3 ряд – уравнение: 14 : х = 2
После того, как уравнения решены – от каждого ряда по одному ученику объясняют решение уравнений.
б) Объяснение нового материала.
Мы уже познакомились с таблицей умножения 2, 20 и на 2, на 20 и с соответствующими случаями деления.
2 ед. * 1 = 2 ед.; 2 дес. * 1 = 2 дес. А что такое 2 сотни? (200)
Составим пример на умножение: 2 сот. * 1 = 2 сот. На основе таблицы умножения на 2 по аналогии учащиеся составляют следующую таблицу: (СЛАЙД 7)
После первого щелчка плавное появление.
200*1=200
200*2=400
200*3=600
200*4=800
200*5=1000
200*6=1200
200*7=1400
200*8=1600
200*9=1800
200*10=2000
Затем таблица заменяется следующей записью:
(СЛАЙД 8)
Отдельный щелчок на каждый ответ ребенка.
(СЛАЙД 9)
Отдельный щелчок на каждый ответ ребенка.
(Составляются соответствующие случаи деления и комментируются учащимися.)
(СЛАЙД 10)
Отдельный щелчок на каждое выражение.
200 : 200 = 1 | 200 : 1 = 200 | |
400 : 200 = 2 | 400 : 2 = 200 | |
600 : 200 = 3 | 600 : 3 = 200 | |
800 : 200 = 4 | 800 : 4 = 400 | |
1000 : 200 = 5 | 1000 : 5 = 200 | |
1200 : 200 = 6 | 1200 : 6 = 200 | |
1400 : 200 = 7 | 1400 : 7 = 200 | |
1600 : 200 = 8 | 1600 : 8 = 200 | |
1800 : 200 = 9 | 1800 : 9 = 200 | |
2000 : 200 = 10 | 2000 : 10 = 200 |
в) Решение задачи (с. 67, № 5).
Саша купил 5 тетрадей по 2 рубля и ручку за 8 рублей. Сколько стоила вся покупка?
Составление схемы: 5, по 2, 8, . (СЛАЙД 11)
По первому щелчку плавное появление схемы. Дети успевают объяснить значение каждого числа.
- Повторите задачу по схеме.
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Потому, что не знаем сколько стоят тетради)
- Как узнать сколько стоят тетради? (2 * 5)
- Когда узнаем сколько стоят тетради и зная, что ручка стоит 8 рублей, как ответить на вопрос задачи? (10 + 8)
- Решение запишите выражением. (2 * 5 + 8 = 18 рублей)
- Кто поможет изобразить графсхему? (Учитель изображает графсхему при помощи объяснения учащихся.)
(СЛАЙД 11)
По второму щелчку плавное появление граф.схемы. Дети успевают объяснить решение.
Физминутка
(СЛАЙД 12)
По первому щелчку плавное появление схемы. Дети успевают объяснить значение каждого числа
- Составьте обратную задачу по измененной схеме: , по 2, 8, 18.
(Учащиеся составляют задачу по данной схеме)
- Сколько стоила вся покупка? (18)
- Сколько стоила ручка? (8)
- Как узнать сколько заплатили за тетради? (18 – 8)
- Как узнать сколько Саша купил тетрадей? (10 : 2)
- Запишите решение задачи по действиям.
- Кто изобразит задачу на графсхеме?
(Учащийся выходит и работает с графсхемой на доске).
- Теперь давайте проверим правильно ли составлена графсхема. (СЛАЙД 12)
По второму щелчку плавное появление граф.схемы. Дети успевают объяснить решение
- Сколько еще можно составить обратных задач? (2)
(СЛАЙД 13)
По первому щелчку появляются 2 схемы. Затем отдельный щелчок на каждую граф.схему.
- Учащиеся первого варианта составляют и решают задачу по схеме: 5, по , 8, 18.
- Учащиеся второго варианта составляют и решают задачу по схеме: 5, по 2, , 18.
(После того, как учащиеся справились с решением задачи, от каждого варианта выходит к доске ученик и по графсхеме объясняет решение задачи.)
3. Задачи на логической мышление.
Задача 1. (СЛАЙД 14)
Один щелчок на появление картинки, второй – на текст задачи.
Гусь весит 2 килограмма. Сколько будет весит гусь, если он станет на одну ногу?
Задача 2. (СЛАЙД 15)
Один щелчок на появление картинки, второй – на текст задачи.
Крышка стола прямоугольной формы имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки стола, если один угол отпилить?
4. Итог урока.
- Что было самое сложное на уроке?
- Что давалось вам легко?
- Что нужно еще закрепить? (СЛАЙД 16)
Один щелчок на появление слайда. На появление каждого вопроса по щелчку.