Урок математики.Вычитание числа 5

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать навыки и умения вычитания числа 5.

Задачи:

Образовательная:

  • Создать оптимальные условия для формирования у учащихся вычислительных навыков и умений сложения и вычитания числа 5.

Развивающая:

  • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, гибкость мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • Развивать логическое мышление через решение задач; математическую зоркость через операцию сравнения; умение вести математический учебный диалог.

Воспитательная:

  • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Оборудование:

  • планеты и ракеты;
  • учебник - В. Н. Рудницкая, "Математика 1 класс" (часть 2). Москва: Издательский центр "Вентана-Граф", 2009.

Ход урока

№ п/п Этапы урока. Цели и задачи. Деятельность учителя. Деятельность детей.
I. Организациионный момент.

Мотивация.

Создать эмоциональный фон урока. Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

-С каким настроением вы пришли на урок?

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите какая из карточек отражает ваше настроение.

- Наше хорошее настроение позволит преодолеть все трудности на уроке.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- Прочитайте тему урока.

- Чему вы хотите научиться на уроке?

Приветствие.

 

 

 

- Научиться вычитать число 5.

- Решить все учебные задания на уроке.

II. Актуализация имеющихся знаний 1) Развивать мыслительные операции.

2) Развивать вычислитель-ные навыки.

3) Повторить сложение и вычитание чисел в пределах 20.

- Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.

1) На грядке прыгало 5 воробь-ёв. Прилетело ещё 2 воробья. Кот подкрался, схватил одного воробья и убежал. Сколько воробьёв осталось на грядке?

2) От 5 я отняла два разных числа и получила 4. Какие числа я отняла?

- Сегодня на уроке я хочу вас пригласить в космическое путешествие. Проверьте работу ракет и выберите ту, которая исправна, на ней мы и отправимся в путешествие по математическим планетам.

Работа в парах

+5           +5

4 9          5 10

9 13        8 13

7 11        6 11

2 7          3 8

- Расположите числа 10, 13, 11, 8 в порядке возрастания.

- Назовите "лишнее" число.

- Почему оно лишнее.

- Чем похожи остальные числа?

- Какое число пропущено в этом ряду?

- Между какими числами стоит каждое из чисел 10, 11, 13?

- Увеличьте каждое число на 5.

 

0, все улетели.

 

 

 

 

1 и 0.

 

 

 

Вторая ракета

 

 

 

8, 10, 11, 13.

 

- "Лишнее" число - 8 - однозначное.

- Двузначные, один десяток.

- 12

- 9 и 11, 10 и 12, 12 и 14.

- 15, 16, 18.

III. Обобщение знаний учащихся. 1) Повторить состав числа 5.

2) Развивать вычислитель-ные навыки.

- Все заняли свои места, прове-рили посадку. Я желаю вам приятного полета. С огромной ско-ростью наш корабль перенес нас на планету "Угадай-ка". Жители этой планеты приготовили для вас задание. Итак, будьте внимательны!

Работа с учебником (с. 61 № 12) - устно

На небе загорелись синие и зелёные звёзды. Всего их 5. Сколько может быть синих и сколько зелёных звёзд?

1, 2, 3, 4.

 

синие зелёные

4

3

2

1

IV. Диагностика сформированности полученных и обобщён-ных знаний и умений. Проверить сформированность полученных знаний и умений. - Наш корабль продолжает путь. Мы на планете "Сосчитай-ка".

Работа с учебником (с. 61 № 13) - устно

Работа в группах Учебник (с. 62 № 15)

- "Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед". А это значит, что я предлагаю выполнить самостоятельно № 14 на с. 61.

- Обменяйтесь тетрадями, и каждый пусть проверит друг у друга по эталону на доске.

- Оцени знаком "+" или "-".

Устное объяснение.

12 - 5 = 7 (аист)

10 - 5 = 5 (лиса)

14 - 5 = 9 (заяц)

- Выполнение задания № 14 в учебнике.

13 - 5 = 8 14 - 5 =9

10 - 5 = 5 11 - 5 = 6

Оцениванией работы.

V. Физминутка. Эмоциональная разгрузка. А сейчас мы с вами, дети,
Полетим все, как ракета.
На носочки поднимитесь, (подняться на носочки)
Ручки вверх, слегка нагнитесь.
(Руки вверх, ладони образуют "купол")
Раз, два, три, четыре, пять,
вот летит весёлый класс!
 
VI. Решение задач. Сформировать умения "переносить" полученные знания в новые условия. - Наш корабль произвел посад- ку на планете "Задачкина". У жителей этой планеты слома-лись все компьютеры, и они не могут решить задачи. Давайте поможем им. Читайте внима-тельно!

Миша вырезал 8 звёзд, а Витя - 5 звёзд.

- Что вы прочитали?

- Что нужно добавить?

- Придумайте вопрос и решите задачу?

- Измените условие, чтобы задача решалась в два действия.

Условие задачи

Вопрос.

На сколько больше звёзд вырезал Миша, чем Витя?

8 - 5 = на 3 (з.) - больше

Сколько всего звёзд вы-резали мальчики?

8 + 5 = 13 (з.) - всего.

Миша вырезал 8 звёзд, а Витя - на 3 меньше. Сколько всего звёзд вы-резали мальчики?

VII. Решение логических задач. Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, гибкости мышления; активизировать мыслительную дея-тельность учащихся. - Наш космический корабль движется по намеченному курсу. И мы на планете "Рассуждай-ка". Здесь тоже приготовили для вас испытания

1) Работа с учебником (с. 62 № 17) - устно.

- Выполните проверку в тетрадях самостоятельно.

Проверка.

Резерв

Работа с учебником (с. 64 № 21) - устно.

9 + 5 > 6 + 5

14 11

12 - 5 < 12 - 3

7 9

5 < 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 < 14

VIII. Диагности-ка сформированности полученных и обобщённых знаний и умений.

Дифференцированная работа.

Проверить сформирован-ность получен-ных знаний и умений. - Вот видна планета "Обобщай-ка". На этой планете есть свои очень интересные задания. Чем же они интересны? А интересны они тем, что каждый выберет за-дание по своим возможностям.

- Перед вами три космических корабля разного цвета и размера, а также с разными заданиями. Выберите тот, на котором бы вы хотели возвратиться на Землю с заданиями, которые вы можете выполнить.

(Уровневое задание)

1ур. 2 ур. 3 ур.

11-5 12 - :=5 8+3=5+ :

13-5 11 - :=5 12-5=: - 4

14-5 14 -:=5

12-5 13 -:=5

1ур. 2 ур. 3 ур.

6         7        6

8        6         11

           9         9

           7         8

Х. Итог урока.

Рефлексия.

Оценка результатов работы.

Развивать умения давать самооценку своей деятельности на уроке. - Наш корабль благополучно приземлился на Землю. Полёт прошёл успешно. Молодцы!

- Над чем работали на уроке?

- Какой вид работы особенно вам понравился?

-Какое настроение у вас к концу урока. Покажите карточку с тучкой или с солнышком.

Оценивание своей деятельности в таблице и высказывание своего мнения об уроке.

Литература.

  1. Статья О. Горшковой "Такая разная математика". Газета "Начальная школа", №5, 2001.
  2. Статья Л. В. Киринчук. Урок математики в 4 классе по технологии "обучение в сотрудничестве", 2006.