Цель: знакомство с новыми понятиями в экономике: природные богатства, капитал, труд.
Задачи:
- Познакомиться с тремя китами в экономике;
- Различать компоненты экономики;
- Развития умения моделировать, составлять схемы.
Ход урока
1. Орг.момент. Урок окружающего мира.
2. Актуализация знаний (повторение):
-Какова тема бела на прошлом уроке?
-Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Для начала повторим, то, что мы уже знаем по этой теме. Для этого возьмите ЛИСТ №1 (приложение 1).
Прежде чем приступить к ответам на вопросы, оцените свои знания, на сколько вопросов вы сможете дать правильный ответ и отметьте это число на шкале в 1 столбике.
В тесте 9 вопросов, вам нужно выбрать правильный ответ и в своем листе во 2 столбике отметить правильную букву. (тест Приложение 2).
Проверим, если вы справились с заданием, то у вас должны получиться ответы (ключ в тесте.) Отметьте, какое количество вы дали правильных ответов на шкале в 3 столбике. <рисунок 5>
3. Постановка цели:
-Посмотрите внимательно на ответы теста, что вы заметили? (получилось слово экономика)
-Что такое экономика? Как вы понимаете? (Ведение домашнего хозяйства).
-Для чего нужно изучать экономику?
Сегодня мы с вами познакомимся с 3 китами в экономике.
-Скажите, а где мы с вами уже встречались с тремя китами? (в музыке, в истории)
Действительно, в далеком прошлом, люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что земля плоская и покоится на 3 китах. Сейчас конечно так уже никто не думает. Но вот осталось образное выражение "три кита", которое означает основу, фундамент чего-либо.
Какую цель поставим на этот урок? (узнать, что лежит в основе экономики)
4. Изучение нового материала.
-На этом уроке мы с вами попробуем разобраться, какие "три кита" лежат в основе экономики.
-Как нам лучше это представить (записать) (в таблицу) <рисунок 1>
-Составим схему, я на доске, а вы на своих местах. Для этого вам пригодится ЛИСТ №2(приложение 1)
-Что является результатом экономики? (товары и услуги)
-Что нам нужно чтобы получить любой товар или услугу? (материалы)
-Подумайте, где же можно взять материалы, какой может быть "первый кит"? (природные богатства)
-Действительно "1 кит" это "ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА". Как понять это словосочетание?
-Что же относится к природным богатствам? Заполните самостоятельно, для этого воспользуйтесь ЛИСТ № 3. (Кто затрудняется, учебник "Окружающий мир" стр. 42-43).
-Итак, какие природные богатства вы выделили? (Полезные ископаемые, вода, воздух, почва, животные, растения.) <рисунок 2>
Физминутка:
Я вам называю профессию людей, а вы определяете, что этот человек делает: если производит товар - присесть, если оказывает услугу - поднимаете руки вверх.
(Животновод, водитель, парикмахер, доярка, шахтер, геолог, машинист, хлебороб, строитель, учитель, нефтяник, продавец)
-Продолжаем работу. Итак, теперь у нас с вами есть материалы, что еще нам понадобиться, чтобы получить товар? (Завод, на котором можно изготовить товар)
- "2 кит экономики" называется "КАПИТАЛ". Капитал в экономике это не только деньги, но и все что сделано руками человека для производства товаров и услуг - это заводы, фабрики, дороги, оборудование, инструменты. Заполним таблицу. <рисунок 3>
- Теперь у нас есть "2 кита". Осталось "открыть 3 кит". У нас с вами есть заводы, мы установили новое оборудование, доставили по дорогам природные материалы, как же нам получить товар? (изготовить).
-Правильно, сделать, но как, чего нам не хватает? (рабочих)
-Действительно, чтобы сделать любой товар, необходимы люди, чтобы они изготовили товар и поэтому "3 кит" называется "ТРУД"
Работа с учебником: Стр 45 , найдите, какой же бывает труд? Приведите примеры. (Умственный и физический). <рисунок 4>
- Итак, у нас с вами получились "3 кита". Назовите их.
-Что включает в себя "1 кит", "2 кит", "3 кит"?
5. Закрепление пройденного материала.
-Как вы считаете, можно ли получить результат (товар или услугу) при помощи только 1 кита (любого)
-Правильно, нельзя, потому что все "з кита" взаимосвязаны между собой, и результат мы можем получить только при их взаимодействии. Сейчас мы с вами попробуем доказать. Назовите, какие предприятия есть в нашем городе? (Подшипниковый завод, Оптикомеханический завод, ДорМаш, Хлебокомбинат, Молкобинат, Льнокомбинат).
-Представьте,что вы директор Молочного комбината. Что является результатом вашей работы? (молоко, кефир, сметана, ряженка и т.д.). Попробуйте показать на примере вашего предприятия, как работают и взаимосвязаны "3 кита экономики". (Работа в паре).
(ответы детей)
6. Итог урока.
-Итак, какую цель мы сегодня ставили на этот урок? <рисунок 6>
- Что лежит в основе экономике? ("3 кита" "ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА", "КАПИТАЛ", "ТРУД". Эти киты взаимосвязаны между собой.)
- Что вызвало затруднение на уроке?
- Что узнали?
Д/з Р.т стр 24-25.