Устная работа – метод активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Необходимыми условиями успешного изучения любого школьного предмета являются интерес к изучаемому материалу, чувство удовлетворения достигнутыми результатами, уверенность в себе, благоприятный психологический климат на уроке. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.

Устная работа – это прекрасное мобилизующее, настраивающее на работу начало урока. Но далеко не всегда устные упражнения приводят к желаемым результатам. Чтобы гарантировать участие в работе всех учащихся, нужно, очевидно, соблюдать ряд условий эффективности для упражнений.

1. Начинать устную работу надо с более легкого упражнения, постепенно усложняя задания. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в относительно быстрый ритм устной работы, а с другой – чтобы не подавить их инициативу и активность.

2. Продолжительность не должна превышать 10 минут (оптимально 7-8 минут).

3. Желательно, чтобы задачи для устных упражнений были заранее выписаны на отдельных листах или на доске, чтобы каждый ученик на протяжении всего процесса решения, мог видеть их.

4. Устные упражнения по геометрии направлены на то, чтобы способствовать развитию пространственных представлений учащихся, они должны помогать более четкому формированию геометрических понятий, подготавливать к восприятию новых пространственных соотношений и расширять имеющийся запас геометрических образов. Задания могут предлагаться в различной форме, например, по готовой модели или чертежу. Особенно такие упражнения полезны, при изучении первых разделов стереометрии, когда ребята еще плохо ориентируются в различных пространственных ситуациях. У них только начинает вырабатываться умение устанавливать соответствие между пространственными объектами и изображениями. С этой целью включаются упражнения на чтение чертежей. По чертежу может быть так же восстановлено доказательство теоремы или решение задачи (например, на построение). Чертеж дается и для самостоятельного составления по нему задачи или вопроса.

5. Устные упражнения желательно чередовать с письменным выполнением упражнений аналогичного типа на самостоятельных и контрольных работах. Если это условие нарушается, то оказывается, что через какое-то время многие учащиеся на контрольных работах не могут справиться с такими же задачами, которые они решали устно.

6. На уроках алгебры задачи нового типа сначала лучше решать письменно, а лишь затем для закрепления навыков – устно. На уроках геометрии, наоборот, лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда решение задач на доказательство учащиеся разбирают устно, и лишь затем записывают их решение.

7. Во время устных упражнений следует особенно тщательно соблюдать паузы, чтобы учащиеся успевали обдумать решение задач.

8. При устном решении задач особенно важно соблюдать принципы построения системы упражнений (однотипности, непрерывного повторения, использование контрпримеров).

9. Планировать устную работу лучше в конце подготовки конспекта, чтобы представлять весь урок в целом, его основные общие цели и конкретные задачи.

Помимо отдельного дидактического момента урока, устные упражнения успешно применяются на других его этапах. Например, для более активной проверки домашнего задания учащимся можно предложить серию специально подобранных вопросов, которые дают возможность установить наличие домашнего задания и правильность его выполнения. Причем такая форма проверки позволит выявить наиболее важные и характерные особенности, нюансы решения той или иной задачи.

В устной работе особенно ярко проявляется еще один аспект современного обучения – она дает возможность для формирования и развития диалоговой культуры учащихся, которая является элементом общей культуры современного человека. она дает умение вести диалог с собеседником, т.е. умение общаться, убеждать, слушать его.