Действия с числами, оканчивающимися нулем. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: повторить правило деления на 10, 100, 1000.

Задачи:

  • создавать условия для осознания и осмысления алгоритма деления многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулём;
  • способствовать обучению школьников умению находить закономерности, делать выводы, анализировать;
  • создавать условия для воспитания чувства взаимопомощи;
  • создавать условия для экологического воспитания учащихся.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • картинка с изображением ракеты для каждого ребёнка;
  • цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.

II. Сообщение темы и целей урока. (слайд № 1)

- Сегодня на уроке мы будем решать примеры, задачи, находить неизвестное в уравнениях, повторим деление на числа, оканчивающиеся нулём. Но я уверена, мы справимся с любыми испытаниями. На этом уроке мы совершим путешествие в космос. А куда именно мы узнаем, если выполним задания устного счёта.

III. Устный счёт.

- Чтобы построить ракету, нам необходимо выполнить задание.

1 команда выполняет расчёты. (Индивидуальные задания по карточкам.)

1). Реши задачу.

Расстояние между городом и посёлком 280 километров. Машина проехала это расстояние за 4 часа. С какой средней скоростью ехала машина?

2). Реши уравнение.

Х · 9 = 130 + 140

3) Вычисли.

84 · 10 - 40 =

10 · (920 - 20) =

78 · 10 - 700 =

8 · (720 - 700) =

4). Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

5). Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 15 см.

6).Вычисли.

184 · 100 =

70 170 : 10 =

100 · 391 =

40 · 400 : 100 =

2 и 3 команды - выполняют задание по группам.

Задание для 2 команды:

30 100 1200 200 390 3000 200 50 700
                 

50 : 50 · 100 = (о)

13 · 3 · 10 = (е)

24 : 8 · 10 = (с) 1

5 : 3 · 10 = (а)

15 · 2 · 100 = (ч)

6 : 3 · 100 = (н)

40 : 2 · 10 = (н)

24 : 2 · 100 = (л)

42 : 6 · 100 = (я)

Задание для 3 команды:

5 80 5 2000 1000 620 48
             

100 : 2 : 10 = (с)

30 : 30 · 1 000 = (е)

400 : 8 : 10 = (с)

32 : 4 · 10 = (и)

31 · 2 · 10 = (м)

120 : 10 · 4 = (а)

60 : 3 · 100 = (т)

Мы совершим путешествие по Солнечной системе. Мы живём в ней. Вот так она выглядит.

(слайд № 2). В Солнечной системе 9 планет. На 3 из них возможна жизнь. А есть ли она там, это мы и выясним на уроке.

И вот мы построили ракету. (слайд № 3)

- А взлетит наша ракета после выполнения заданий на смекалку.

"Космонавт поставил будильник на 9 часов и лёг спать в 8 часов. Сколько часов спал космонавт?"

- Космонавты много внимания уделяют своему здоровью. Они выполняют специальные упражнения для космонавтов. Думаю и нам необходимо подготовиться к полёту. (слайд № 4)

IV. Физминутка.

1). Массирование ушных раковин

2) "Медвежьи покачивания"

3). Упражнения для мышц спины.

4) Сидя за партой боком: "скручивание".

V. Работа над задачей

- Мы подлетаем к планете экзотических растений. Но почему-то планеты не видно, а есть только дым. Что же здесь произошло? (слайд № 5)

Чтобы очистить воздух планеты, решим задачу № 16.

План решения (слайд № 6)

1. Сколько роз вырастили в теплице в прошлом году?

2. На сколько роз больше вырастили в этом году?

Ответ: на 7 125 роз больше вырастили в этом году, чем в прошлом.

Молодцы, ребята, мы справились с испытанием. (слайд № 7)

VI. Работа над уравнением.

- Мы приближаемся к следующей планете. Это планета морей. Но что здесь происходит? Почему вода такого цвета? (слайда № 8)

Чтобы помочь жителям морей, надо решить уравнение № 12 (1 или 2 столбик по выбору ребёнка). Решаем уравнения по вариантам:

1 вариант - 1 строчка.

2 вариант - 2 строчка.

(взаимопроверка в парах) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение уравнения соседа. Если он ещё не решил, помогите ему объяснением.

- Мы помогли морским жителям. (слайд № 9). Теперь можем отправляться в путь. У космонавтов должно быть хорошее зрение. Давайте и мы сделаем зарядку для глаз.

VII. Физминутка для глаз.

Посмотрите вдаль, посмотрите на ваши руки. (повторить 2 - 3 раза)

Слежение глазами за появляющимися на экране метеоритами. (слайд № 10)

VIII. Повторение алгоритма умножения чисел, оканчивающиеся 0.

- Нам пришло сообщение. (слайда № 11). Это просьба о помощи! Оказывается, на ближайшей к нам планете животные в опасности. Люди уничтожают их из-за ценного меха. Животному миру грозит полное уничтожение. Нужно спасать его.

Чтобы помочь жителям планеты, выполним вычисления. № 8 (1 строчка)

На это задание вам даётся 3 минуты. Вы работаете самостоятельно. Постарайтесь выполнить как можно большее количество примеров.

(У каждого ребёнка на столе изображение ракеты, разделённой на фрагменты. Решив 1-й пример, ребёнок закрашивает фрагмент № 1, решив 2-ой пример - раскрашивается фрагмент № 2 и т. д.) (слайд № 12) (Учитель анализирует рисунки детей)

- Животный мир спасён. Звери очень благодарны вам. (слайд № 13).

IX. И так, ребята, мы с вами вернулись домой из опасного путешествия.

- Что повторяли на уроке?

- Оцените свою работу, работу всего класса.

Подведение итогов урока, выставление и обоснование оценок. (слайда № 14).

X. Домашнее задание.

Выполнив задание С. 30 № 3, вы повторите алгоритм умножения трёхзначных чисел на однозначное.

А в № 6 повторите правило умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулём.

Выберите одно из заданий и самостоятельно выполните его дома.

Презентация.