Цель: повторить правило деления на 10, 100, 1000.
Задачи:
- создавать условия для осознания и осмысления алгоритма деления многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулём;
- способствовать обучению школьников умению находить закономерности, делать выводы, анализировать;
- создавать условия для воспитания чувства взаимопомощи;
- создавать условия для экологического воспитания учащихся.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- картинка с изображением ракеты для каждого ребёнка;
- цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.
II. Сообщение темы и целей урока. (слайд № 1)
- Сегодня на уроке мы будем решать примеры, задачи, находить неизвестное в уравнениях, повторим деление на числа, оканчивающиеся нулём. Но я уверена, мы справимся с любыми испытаниями. На этом уроке мы совершим путешествие в космос. А куда именно мы узнаем, если выполним задания устного счёта.
III. Устный счёт.
- Чтобы построить ракету, нам необходимо выполнить задание.
1 команда выполняет расчёты. (Индивидуальные задания по карточкам.)
1). Реши задачу.
Расстояние между городом и посёлком 280 километров. Машина проехала это расстояние за 4 часа. С какой средней скоростью ехала машина?
2). Реши уравнение.
Х · 9 = 130 + 140
3) Вычисли.
84 · 10 - 40 =
10 · (920 - 20) =
78 · 10 - 700 =
8 · (720 - 700) =
4). Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.
5). Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 15 см.
6).Вычисли.
184 · 100 =
70 170 : 10 =
100 · 391 =
40 · 400 : 100 =
2 и 3 команды - выполняют задание по группам.
Задание для 2 команды:
30 | 100 | 1200 | 200 | 390 | 3000 | 200 | 50 | 700 |
50 : 50 · 100 = (о)
13 · 3 · 10 = (е)
24 : 8 · 10 = (с) 1
5 : 3 · 10 = (а)
15 · 2 · 100 = (ч)
6 : 3 · 100 = (н)
40 : 2 · 10 = (н)
24 : 2 · 100 = (л)
42 : 6 · 100 = (я)
Задание для 3 команды:
5 | 80 | 5 | 2000 | 1000 | 620 | 48 |
100 : 2 : 10 = (с)
30 : 30 · 1 000 = (е)
400 : 8 : 10 = (с)
32 : 4 · 10 = (и)
31 · 2 · 10 = (м)
120 : 10 · 4 = (а)
60 : 3 · 100 = (т)
Мы совершим путешествие по Солнечной системе. Мы живём в ней. Вот так она выглядит.
(слайд № 2). В Солнечной системе 9 планет. На 3 из них возможна жизнь. А есть ли она там, это мы и выясним на уроке.
И вот мы построили ракету. (слайд № 3)
- А взлетит наша ракета после выполнения заданий на смекалку.
"Космонавт поставил будильник на 9 часов и лёг спать в 8 часов. Сколько часов спал космонавт?"
- Космонавты много внимания уделяют своему здоровью. Они выполняют специальные упражнения для космонавтов. Думаю и нам необходимо подготовиться к полёту. (слайд № 4)
IV. Физминутка.
1). Массирование ушных раковин
2) "Медвежьи покачивания"
3). Упражнения для мышц спины.
4) Сидя за партой боком: "скручивание".
V. Работа над задачей
- Мы подлетаем к планете экзотических растений. Но почему-то планеты не видно, а есть только дым. Что же здесь произошло? (слайд № 5)
Чтобы очистить воздух планеты, решим задачу № 16.
План решения (слайд № 6)
1. Сколько роз вырастили в теплице в прошлом году?
2. На сколько роз больше вырастили в этом году?
Ответ: на 7 125 роз больше вырастили в этом году, чем в прошлом.
Молодцы, ребята, мы справились с испытанием. (слайд № 7)
VI. Работа над уравнением.
- Мы приближаемся к следующей планете. Это планета морей. Но что здесь происходит? Почему вода такого цвета? (слайда № 8)
Чтобы помочь жителям морей, надо решить уравнение № 12 (1 или 2 столбик по выбору ребёнка). Решаем уравнения по вариантам:
1 вариант - 1 строчка.
2 вариант - 2 строчка.
(взаимопроверка в парах) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение уравнения соседа. Если он ещё не решил, помогите ему объяснением.
- Мы помогли морским жителям. (слайд № 9). Теперь можем отправляться в путь. У космонавтов должно быть хорошее зрение. Давайте и мы сделаем зарядку для глаз.
VII. Физминутка для глаз.
Посмотрите вдаль, посмотрите на ваши руки. (повторить 2 - 3 раза)
Слежение глазами за появляющимися на экране метеоритами. (слайд № 10)
VIII. Повторение алгоритма умножения чисел, оканчивающиеся 0.
- Нам пришло сообщение. (слайда № 11). Это просьба о помощи! Оказывается, на ближайшей к нам планете животные в опасности. Люди уничтожают их из-за ценного меха. Животному миру грозит полное уничтожение. Нужно спасать его.
Чтобы помочь жителям планеты, выполним вычисления. № 8 (1 строчка)
На это задание вам даётся 3 минуты. Вы работаете самостоятельно. Постарайтесь выполнить как можно большее количество примеров.
(У каждого ребёнка на столе изображение ракеты, разделённой на фрагменты. Решив 1-й пример, ребёнок закрашивает фрагмент № 1, решив 2-ой пример - раскрашивается фрагмент № 2 и т. д.) (слайд № 12) (Учитель анализирует рисунки детей)
- Животный мир спасён. Звери очень благодарны вам. (слайд № 13).
IX. И так, ребята, мы с вами вернулись домой из опасного путешествия.
- Что повторяли на уроке?
- Оцените свою работу, работу всего класса.
Подведение итогов урока, выставление и обоснование оценок. (слайда № 14).
X. Домашнее задание.
Выполнив задание С. 30 № 3, вы повторите алгоритм умножения трёхзначных чисел на однозначное.
А в № 6 повторите правило умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулём.
Выберите одно из заданий и самостоятельно выполните его дома.