Цели:
- Закрепить знание таблицы умножения, умение находить площадь прямоугольника, умение решать задачи.
- Развивать вычислительные навыки, мышление, кругозор.
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории своего народа, родного края.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный, урок-заочная экскурсия.
Методы: работа в группах, практическая работа, самостоятельная работа.
Наглядные пособия: презентация к уроку (см. Приложение 1).
Оборудование:
- индивидуальные карточки по группам;
- карточки с заданиями (см. Приложение 2);
- раздаточный материал (уменьшенная модель флага РТ).
Межпредметные связи: математика + окружающий мир.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в столицу нашей республики – Казань. Вы готовы к путешествию? Вам предстоит показать свои математические знания, вспомнить таблицу умножения и деления, а также решать задачи.
3. Актуализация знаний.
1) Устный счет (учащиеся получают карточки с заданиями).
1 группа.
Задание:
|
Ответ: 1. |
2 группа. Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верными.
-- * -- = 14 | -- * -- = 32 | -- : -- = 7 | ||
-- * -- = 36 | -- * -- = 45 | -- : -- = 8 | ||
-- * -- = 24 | -- * -- = 49 | -- : -- = 1 |
3 группа.
* | 4 | 6 | 8 | 5 | 2 | 9 |
7 |
: | 36 | 42 | 12 | 54 | 48 |
6 |
Проверка.
- Молодцы, вы справились. Мы можем отправляться. Но ехать туда долго, за урок мы не успеем. Я предлагаю переместиться таким же способом, как героиня сказки «Аленький цветочек». А как она попала к чудищу лесному?
- С помощью волшебного перстня.
- Как только я надену на палец этот перстень, мы окажемся там, где захотим. Закройте глаза. (Звучит музыка.)
- Итак, мы в Казани. Это старинный город, ему более 1000 лет. Но в то же время это современный город. Здесь много красивых и памятных мест. Мы посетим только некоторые из них. Вот план нашей экскурсии (Приложение 1, слайд 1).
2) Название этого красивого здания вы угадаете сами, если правильно решите примеры (слайд 2).
- Это мечеть Кул-Шариф. Здесь молятся мусульмане. Эта действующая мечеть – памятник архитектуры, который находится под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Гости столицы с удовольствием посещают Кул-Шариф.
4. Закрепление. Решение задач.
- Идем дальше: перед нами башня Сююмбике (слайд 3). Она названа в честь казанской царицы Сююмбике. Вот ее портрет (слайд 4).
- Иван Грозный, познав о красоте казанской царицы, захотел жениться на ней. Но гордая царица отказала русскому царю. Тогда разгневанный Грозный пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, дабы оградить город от такой напасти согласилась выйти замуж, но с одним условием - чтобы была построена высокая башня за 7 дней. Когда башня была построена, царица поднялась на неё, чтобы в последний раз посмотреть на родной город. Она бросилась вниз и разбилась о камни, не желая отдавать свой народ в рабство и жить с врагом, завоевателем. В память о ней казанцы назвали башню ее именем. Так гласит легенда.
Решение задачи №1 (см. Приложение 2).
5. Работа с геометрическим материалом. Практическая работа.
Идем дальше. Перед нами резиденция президента (слайд 5). В этом здании работает правительство республики во главе с президентом.
- Кто является президентом Татарстана?
Вы видите, на флагштоке развевается флаг РТ. У вас на партах есть такие же маленькие бумажные флажки.
- Что означают цвета государственного флага Республики Татарстан?
- Какую форму имеет флажок? Измерим площадь прямоугольника.
- Как измерить площадь прямоугольника?
(Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника и записывают решение.) Задача №2 (см. Приложение 2).
6. Физкультурная минутка.
- В нашей республике два государственных языка: русский и татарский. Отдохнем и проведем физкультминутку на двух языках.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревце все выше, выше.
- Следующая наша остановка – памятник М.Джалилю (слайд 6). Что вы о нем слышали? М.Джалиль – поэт. Во время Великой Отечественной войны он сражался с врагом, попал в плен. Но и там продолжал писать стихи. Он геройски погиб в фашистских застенках. Но память о нем жива и сейчас. Люди приносят цветы к подножию памятника.
7. Самостоятельная работа.
Решим задачу №3 (см. Приложение 2).
- Мы идем в цирк (слайд 7). Перед вами на арене выступает артистка цирка с обручами (слайд 8). По краткой записи составьте задачу и решите ее. Задача №4 (см. Приложение 2).
Следующим выступает дрессировщик со своими питомцами (слайд 9).
Решение задачи №5 (см. Приложение 2).
8. Итог урока.
Наша экскурсия подошла к концу. Закройте глаза. Я снимаю волшебный перстень и мы снова в нашем классе.
- Где мы побывали, какие места посетили? (Слайд 10)
- Что запомнилось?
Наша экскурсия удалась, потому что вы хорошо поработали.