Вид деятельности: познавательная деятельность.
Форма деятельности: интегрированное занятие.
Тема: «Народное творчество».
Цель: активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек; прививать у детей интерес к русской народной игрушке-матрешке, вызвать эмоциональное отношение к ней; закрепить знания детей о цвете и его оттенках.
Оборудование: деревянные матрешки, дорожки четырех основных цветов (красные, желтые, зеленые, синие), музыкальные инструменты (дудки, ложки), аудио запись.
Предварительная работа: беседа о русской народной игрушке-матрешке, заучивание стихотворений, потешек.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним пришли гости (здороваются).
– Ой, ребята! Что это за корзина здесь стоит? Давайте посмотрим, что в ней…
Только я не могу посмотреть, что в ней, так как здесь есть условие – загадать загадку, тогда произойдет чудо вокруг, и кто-то появится вдруг…
Дети загадывают разные загадки, но чудо пока не происходит, тогда воспитатель тоже загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки?
Дети отгадывают загадку и вдруг появляются матрешки.
– Ребята, а кто мне скажет, матрешка – это русская народная игрушка? (выслушиваются ответы детей).
– А во что одеты наши матрешки? (в сарафаны).
– А какого цвета сарафан у этой матрешки? (желтый). Воспитатель поочередно спрашивает про каждую матрешку.
– А кто мне скажет, что у матрешек надето на голове? (платочки, они тоже разного цвета)?
Выслушиваются ответы детей.
– Знаете, а наши гости очень любят играть. Давайте мы сейчас с ними поиграем.
Воспитатель создает проблемную ситуацию.
– Дети, давайте поможем матрешкам перейти через ручеек. Как можно это сделать? (выслушиваются ответы детей). Дети выкладывают мостики и переводят матрешек через ручеек.
Затем воспитатель спрашивает у детей:
– А какого цвета сарафан у этой матрешки? И по мостику какого цвета она прошла?
(эта матрешка в красном сарафане, и прошла она по красному мостику).Ответы детей.
– Молодцы ребята, поиграли с нашими гостями. А еще наши матрешки любят танцевать. Давайте мы с ними сейчас потанцуем (дети берут разноцветные платочки, дудки, ложки и становятся в хоровод).
Под русскую народную мелодию дети выполняют простейшие танцевальные движения вместе с воспитателем.
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки.
И поднимем высоко,
И покружимся легко.
Как похожи на цветочки
Наши яркие платочки.
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
Ведь у нас в гостях матрешки!
Дети пляшут, дудят в дудки и бьют в ложки.
– Посмотрите, ребята, наши гости улыбаются. Им очень понравилось, как мы с ними сегодня играли и танцевали. Давайте мы им расскажем стихотворения?
Мы веселые матрешки
На ногах у нас сапожки!
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры.
Вот такое веселое стихотворение знают наши дети, но у нас еще есть одно стихотворение:
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
А ее откроешь – в ней сидит вторая,
Вся в зеленом как весной
Травка молодая.
А вторую отвернешь
Там еще матрешка,
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Пуще всех ее храню,
Больше всех ее люблю.
Маленькую крошку
Красную матрешку!
Вот и настала пора прощаться, давайте напоследок пожелаем нашим дорогим гостям, чтобы они оставались такими же веселыми, красивыми, добрыми и здоровыми. И подарим им сувениры – вот таких веселых матрешек.
Дети прощаются с гостями.