Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
- Образовательная: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся, связанных с понятиями линейной функции и ее графика, взаимным расположением графиков линейных функций на координатной плоскости.
- Воспитательная: Воспитание ответственного отношения к учению, развитие самостоятельности.
- Развивающая: Развитие коммуникативных навыков, математической речи, критического мышления и познавательной активности
Средства обучения:
- Макеты координатной плоскости
- Конверты с заданиями
- Карандаши, линейки, листы
- Шкалы для рефлексии
- Сигнальные карточки
- Тесты (5 вариантов)
- Медиакомплект
- Презентация
План урока:
1. Организационный момент
а) практическое применение
б) погружение в игровую ситуацию
2. Практическая деятельность
а) групповая работа
б) тестирование
в) взаимооценка
3. Подведение итогов
Ход урока
1. Практическое применение + домашнее задание (3 мин)
Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас последний, обобщающий урок по теме "Линейная функция", который проведем в форме обратного зачета. Цель урока - обобщить материал, который мы изучали в течение 15 уроков и продемонстрировать умение использования наших знаний.
Но сначала оцените ваши знания и эмоциональное состояние на начало урока на шкалах.
Изучая эту тему, мы не говорили о практическом использовании знаний. Предлагаю поговорить о применении линейной функциональной зависимости для описания различных реальных процессов. Вот несколько примеров такой зависимости:
- Плата за телефон .
- Плата за поездку в такси .
- Расстояние, если тело движется со скоростью 4 км/ч .
- Длина волос, если первоначальная длина 3 см, а в день волосы растут со скоростью 0,4 мм .
- Продолжительность сна у детей школьного возраста .
- Как вы понимаете, этот список неполный. Дома попрошу написать еще 5 примеров на применение линейной зависимости.
- Линейная функция встречается в реальной жизни очень часто. Поэтому надо уметь с ней работать.
2. Погружение в игровую ситуацию (2 мин)
Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, сегодня вы превращаетесь в учителей. Мы заранее разбились с вами на группы. В каждую группу я пригласила человека, который изучал математику давно. Они будут вашими учениками. Это Семкова С. И., Пономарева С.Ю., Гурьева Е. В., Бакирова Л. М. Ваша задача - доходчиво объяснить ученикам тему "линейная функция и её график". Каждый ученик должен научиться следущему:
- строить график ЛФ;
- определять по формуле возрастающая функция или убывающая;
- определять по графику точки пересечения с осями координат;
- приводить пример функций, графики которых параллельны и пересекаются.
Сейчас вам могут помочь только ваши знания и дружные, сплоченные команды. Через 20 минут обучение закончится и начнется "экзамен". Помните, что как ответит ваш ученик у доски, такая отметка будет у всей команды. Если при объяснении потребуется моя помощь, то поднимите, пожалуйста, красную карточку. Если будет готов досрочный ответ - зеленую. Удачи.
3. Групповая работа (20 мин)
Список обсуждаемых вопросов:
- Оси абсцисс и ординат
- Как поставить точку на координатной плоскости
- Общий вид линейной функции (y=kx+m)
- Зависимая и независимая переменные
- Что является графиком линейной функции?
- Как построить график линейной функции?
- Почему достаточно 2 точек для построения графика линейной функции?
- Как называется коэффициент k и что он показывает?
- Точки пересечения графика с осями координат
- Когда графики линейных функций параллельны или пересекаются
4. Тестирование (7 мин)
Ученики берут конверт с заданием и начинают работу у доски. На подготовку ответа дается 5 минут. В это время все учащиеся получают тесты, вариант внутри команды не повторяется. Через 5 минут команды по кругу проверяют работу на доске и ставят оценку.
4. Взаимооценка (8 мин)
5. Выход из игровой ситуации и подведение итогов в виде шкалирования (3 мин)
На ваших шкалах прошу отметить уровень знаний и эмоциональное состояние в конце урока. Поднимите, пожалуйста,
- красную карточку, у кого эмоциональный уровень повысился или не изменился,
- зеленую карточку - если эмоциональный уровень понизился,
- красную карточку, у кого твердые знания по этой теме,
- зеленую - у кого еще есть пробелы.
И последний вопрос - это вопрос сегодняшним ученикам: "Как вам учителя?"
Спасибо за урок.
6. Если осталось время:
- проверка тестов (Слова в карточках написаны наоборот)
- вар 1 МАССИВ
- вар 2 ПИОНЕР
- вар 3 ПРЯМАЯ
- вар 4 СЕКТОР
- вар 5 ВЫСОТА