Формирование системы знаний об окружающей природе

Разделы: Работа с дошкольниками


Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, плывущие облака, ручейки, падающие хлопья снега – всё это привлекает внимание детей, радует, даёт богатую пищу для их развития.

Однако всё чаще видно отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, что приводит не редко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным : они уничтожают насекомых, лягушек, ломают деревья и т.д. Это наносит вред не только природе но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Вот почему очень важно чтобы дети получили верные знания о природе, которые помогают решать задачи всестороннего развития дошкольников.

Ознакомление детей с природой должно вестись круглый год, посезонно, поэтому ставятся конкретные цели и задачи на каждый сезон

  • Осенью:

Учить детей наблюдать характерные явления осенней погоды(похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы(ноготки, бархатцы), листья знакомых деревьев(берёза, осина, рябина и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности(цвет, форму, вкус, поверхность), устанавливать связь между внешними признаками овощей и фруктов и степенью их зрелости(красный помидор – спелый); воспитывать у детей способность любоваться осенней природой, бережное отношение к ней и трудолюбие.

  • Зимой:

Знакомить детей с характерными изменениями погоды: снегопад, мороз, свойства снега(рыхлый, из него можно лепить) и льда(он скользкий твёрдый); в мороз вода превращается в лёд, а лёд и снег в тепле – в воду. Учить детей различать лиственные и хвойные деревья(создать представление о внешнем виде деревьев зимой). Развивать способность детей любоваться красотой зимнего пейзажа; узнавать и называть наиболее распространенных у нас зимующих птиц. Подвести детей к установлению связи между погодой и трудом людей. Продолжать привитие трудовых навыков по уходу за растениями в уголке природы.

  • Весной:

Продолжать давать конкретные представления о характерных весенних явлениях природы(потепление, таяние снега, льда, появление травы, листьев на деревьях, перелётных птиц, бабочек и т.д.); установление связи между некоторыми из них(солнце греет сильнее – тепло, снег тает, текут ручьи). Приучать наблюдать за повадками птиц, сеять семена растений и ухаживать за всходами; обращать внимание на красоту весенней природы.

  • Летом:

Наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними(ярко светит солнце – стало жарко, после дождя трава зеленеет); формировать простейшие обобщения(огурец, морковь – овощи, яблоко, груша, слива – фрукты); подводить к пониманию, что для роста растений нужны тепло, свет, влага; воспитывать способность замечать красоту природы. Нужно чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями в уголке природы и на участке.

Для формирования системы знаний об окружающей природе используются разнообразные методы : наглядные(наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов), практические(игра, труд, элементарные опыты), словесные(рассказ, беседа, чтение художественных произведений).

1. Наблюдение является основным способом ознакомления дошкольников с природой, у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, воспитывается интерес и любовь к природе.

Проводится наблюдение трех видов:

  • Кратковременные. Используются для формирования знаний о свойствах и качествах предметов и явлений. Дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
  • Длительные. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
  • Эпизодические. Для определения по отдельным признакам состояние предмета – земля изменила цвет в горшке – требует полива.

2. Рассматривание картин в средней группе помогает уточнять и конкретизировать представления детей о природе, систематизировать и обобщать их. В работе используются дидактические и предметные картины, которые дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточит на них внимание, что часто невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. К ним относятся серии “4 времени года”, “Дикие звери” и д.т. А так же художественные картины “Золотая осень” И. Левитана, “Грачи прилетели” А. Соврасова, “Зима” Шишкина и т.д. При рассматривании этих картин у детей формируется эстетическое отношение к природе, умение воспринимать образно – художественный смысл.

3. Использование в работе кинофильмов вызывает у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует успешному усвоению знаний, формируются представления о динамике явлений природы: росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показываются явления, которые в природе протекают длительное время. В группе имеется картотека фильмов, диафильмов.

Наряду с наглядными методами использую практические:

1. Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры, в них дети накапливают опыт, осваивают знания.

  • Дидактические игры. В них дети закрепляют, уточняют, расширяют представления о предметах животных, растениях. Для игр подобраны наборы игрушек(овощи, фрукты, домашние, дикие животные, животные севера, жарких стран), сделан макеты, в которых дети отражают дети отражают свои представления о природе и труде.
  • Подвижные игры природоведческого характера. Они связаны с подражанием повадкам диких животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети подражают действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально – положительный настрой способствует углублению интереса к природе.
  • Творческие игры. Эти сюжетно – ролевые природоведческого содержания, строительные игры с природным материалом(песком, снегом, камушками, шишками и т.д.) отражают впечатления, полученные на занятиях и экскурсиях.

Игры проводятся на занятиях и экскурсиях в специально отведённое время.

2. Большое место уделяется трудовым поручениям. В процессе туда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в уголке природы создает благоприятные условия для сенсорного воспитания. Так, чтобы определить, что растение нуждается в поливке, необходимо учесть его состояние – упругость и плотность листа или его мягкость; состояние почвы – её влажность, плотность и т.д. Отсюда необходимость рыхлить почву для поступления воздуха корням. Дети осознают зависимость состояния растений от условий роста. Осенью на экскурсиях мы собираем природный материал: листья, шишки, веточки разной формы, мох и т.д., из которых в последствии на занятиях и вне занятий готовим поделки; а семена растений, ягоды рябины – для корма птиц зимой. Перед отъездом в отпуск даём задание родителям и детям привезти природный материал, которого у нас нет: жёлуди, орехи, каштаны, ракушки и др.

Дети привлекаются к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, что имеет большое значение для развития наблюдательности и любознательности (это и замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование волны, пускание солнечных зайчиков, влияние тепла на развёртывание почек и т.д.)

Для формирования системы знаний об окружающей природе используются так же словесные методы (рассказы, беседы, использование художественной литературы), которые конкретизируют, пополняют и уточняют знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Рассказы и беседы обязательно сопровождаются иллюстрированным материалом – фотографиями, картинами, рисунками или поделками, которые дети изготовляют сами своими руками или совместно с родителями, аудиозаписями.

Работа с детьми начата с детьми второй младшей группы. Составлен перспективный план работы по ознакомлению с окружающей природой во второй младшей и средних группах, который помог сформировать систему знаний о природе. При диагностировании детей видна динамика усвоения Программы по ознакомлению природным окружением.

Большая роль отводится сотрудничеству с родителями. Проведены тренинги:

  • “Организация наблюдений живых объектов в природе”,
  • “Проведение простейших экспериментов”,
  • “Общение с ребёнком, стимулирующее его собственную познавательную активность”.

Подготовлены выставки методической литературы и литературы о природе. Проведены совместные экскурсии с родителями в парк(посезонно) и живой уголок ДДЮТ, конкурсы совместной деятельности родителей с детьми:

  • “Умелые руки не знают скуки” – поделки из природного материала,
  • “Покормите птиц зимой” – изготовление кормушек,
  • “Прилетели птицы, голуби, синицы” – изготовление зимующих птиц из подручного материала.

Список литературы

  1. Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. М.: Просвещение, 1980.
  2. Зенина Т.Н. “Ознакомление детей раннего возраста с природой”. “Педагогическое общество”. М., 2006.
  3. Зенина Т.Н. “Цыклы наблюдений за объектами природы” Центр педагогического образования. М., 2008.
  4. Копцева Т.А. “Природа и художник” Сфера. М., 2006.
  5. Фисенко М.Д. “Природа вокруг нас” “Корефей”. Волгоград, 2008.