Образование славянских государств

Разделы: История и обществознание


Цели: познакомить учащихся с процессом образования ранних славянских государств, определить "три ветви славян", их расселение. Продолжить формирование умения извлекать знания из различных источников, в том числе работать с историческими картами, эстетическое воспитание, формирование представлений о православной культуре.

Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., 2007. Ч. 2., карты, компьютер, мультимедийная установка, экран.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания по теме "Культура Византии".

Пересказ пункта "Развитие образования"

Пересказ пункта "Научные знания".

Вопрос 1. С. 11.

Вопросы 2, 3. С. 11. + Видеоизображение. Внешний и внутренний вид Храма Святой Софии в Константинополе.

Вопрос 4.

Пересказ пункта 5. Культурные связи Византии.

Изучение нового материала. (Приложение. Слайд № 1. Тема урока.).

Вступительная беседа. Кто такие славяне? Расселение славян. "Три ветви славян"

Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку народов в восточной Европе, объединенная общим происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную. (Приложение. Слайд № 2. Группы славянских племен.)

Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по мере надобности. Например, для защиты свободы своего народа, военных походов ради наживы, присоединения новых богатых земель, или для распространения своего влияния на чужие территории

К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселения народов славяне заняли значительную территорию в Восточной Европе, поселились на Балканах, начали совершать набеги на Византию. Славянские племена постепенно перестали образовывать общеславянское единство. Раннесредневековые историки свидетельствуют о существовании к VI веке н.э. нескольких славянских объединений: венедов, славян и антов - по сути, западных, южных и восточных славян, на что указывают места их расселения.

В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию славян, способствуют расслоению общества, разложению первобытнообщинного строя и созданию первоначально племенных союзов, а затем и государственных объединений. Первые славянские государства известны с VII века н.э. Они возникали прежде всего там, где славяне теснят народы, у которых уже есть свои государственные образования: на территории бывших византийских провинций, а затем и в Центральной Европе.  

Занятия и образ жизни славян. (Приложение. Слайд № 3.Занятия славян.)

Пользуясь учебником С. 12-13. Объясните значение понятий:

Вече -

Князья -

Болгарское царство. (Рассказ учителя + записи в тетрадях). (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.").

Болгары (булгары) - кочевые племена, предки современных болгар. Проживали в Западной Сибири, Поволжье, затем расселились на Балканском полуострове. Болгары смешались с местным славянским населением, переняли их язык и образ жизни. Название получило одно из ранних славянских государств.

Болгарское государство возникло в VII в. (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.) Первой столицей был город Плиске (Приложение. Слайд № 6. Остатки крепости в г. Плиске). В середине IX в. при царе Борисе I население Болгарского государства и другие соседние племена - сербы, северы, смолене, и др. приняли христианство (Приложение. Слайд № 7. "Собор в Сопакани. Сербия").

Выдающимся правителем Болгарии стал сын Бориса

Царь Симеон (893 - 927) (Приложение. Слайд № 5. Карта "Болгария при Симеоне"). Много воевал, стремился захватить весь Балканский полуостров, Византию, осаждал Константинополь, завоевал сербов. Стал называть себя "царем всех болгар и сербов". После смерти Симеона Болгарии ослабла, Сербия отделилась. Немного позднее территория Болгарии была завоевана кочевниками.

В начале XI века при императоре Василие II Болгаробойце (Приложение. Слайд № 8. Василий Болгаробойца. Изображение на монете.) Византия полностью подчинила себе Сербию.

Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий.

Великоморавское государство возникло в первой половине IX в. в долине реки Моравы. Первое упоминание о моравах и Моравском княжестве относится к 822 году. Некоторое время оно подчинялось франкам (Приложение. Слайд № 9. Карта "Великоморавское государство").

В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают множество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани (контакт с византийскими мастерами), изделия из цветных металлов. Многие находки указывают на развитие различных ремесел: столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и др. Источники сообщают о большом количестве крепостей. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного детинца, в городах распространены деревянные дома с глиняными полами и глинобитными печами. Сельские поселения были неукрепленными, жилища в них в основном деревянные с каменной или глинобитной печью в углу.

Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свою церковь, он обратился за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием (Приложение. Слайды № 10. Икона. "Кирилл и Мефодий" книжная миниатюра "Кирилл и Мефодий". Приложение. Слайд № 11. Славянская азбука). С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгнал учеников Мефодия из страны, большинство из них ушло в Чехию и Болгарию, куда и переместился центр славянской культуры. После смерти Святополка Великая Моравия распалась.

Образование Чешского государства.

Из распавшейся Великой Моравии возникло Чешское государство (Приложение. Слайд № 12. Карта Чехия в начале II тысячелетия) Оно возникло из племенного союза, жившего около города Прага (Приложение. Слайд № 13. Старая Прага).

В 1085 г. Чешский князь ВацлавI принял титул короля (Приложение. Слайд № 14. Вацлав. Конная статуя, скульптурный портрет). В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи.

Образование Польского государства.

Польское государство возникло в X веке. Его основателем считается князь

Мешко I (960 - 992). (Приложение. Слайд № 15.Портрет Мешко) Ему удалось объединить племена в долине реки Вислы.

Завершилось создание Польского государства в годы правления (Приложение. Слайд № 16. Карта Польша в начале II тысячелетия) Болеслава I Храброго (992 - 1025). (Приложение. Слайды № 18. Портрет Болеслава I, № 19 Меч Болеслава.). Столицей стал город Краков (Приложение. Слайд № 17. Старый Краков). Болеслав много воевал, ходил походом на Прагу, на Киев, на Священную Римскую империю. Незадолго до смерти он был провозглашен королем Польши (Приложение. Слайд № 20. Герб польского государства). В XI в. Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Закрепление.

Распределите по группам. (Приложение. Слайд № 21).

1) Польша, 2) Чехия, 3) Болгария, 4) Моравия.

А) Болеслав Храбрый, б) Вацлав I, в) Мешко I, г) Симеон, д) Кирилл, е) Борис, ж) Мефодий.

Домашнее задание: Параграф 8., пересказ п. 1, 2, 4., вопросы. (Приложение. Слайд № 22).

Использованная литература.

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История средних веков. М., 2007. Ч. 2.
  2. История средних веков. 6 класс. // 1C. Образовательная коллекция. 2005.

Приложение.