Оборудование и реактивы: компьютеры, экран, видеоматериалы, периодическая система ДИ. Менделеева, дополнительная литература (справочники, словари, брошюры, журналы по химии), инструктивные карты для работы групп, лабораторное оборудование - раствор серной кислоты, сульфаты, нитрат бария, лакмус, сульфат натрия, древесные опилки, кусочки ткани, разбавленная серная кислота, сульфид натри, раствор нитрата серебра, пробирки.
Тип урока: урок - проект.
Цели:
- образовательные : расширение знаний обучающихся по теме "Неметаллы", усвоение знаний о важнейших соединениях серы (оксидов серы (IV и VI), сероводородной, сернистой, и серной кислот и их солей); уметь составлять качественные реакции на сульфат - ионы, сульфид - ионы. Учить обучающихся применять полученные знания и умения на практике;
- воспитательные : воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учёбе, экологической культуре, воспитывать уверенность в себе, умения работать в группе, повышение своей самооценки;
- развивающые : развитие логического мышления, творческие навыки, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, навыки работы в Интернете, навыки ориентации в изобилии информации, экспериментальных исследований, навыки создания мультимедийной информации.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Вступительное слово учителя (10 мин.)
Учитель: тема сегодняшнего урока "Соединения серы (IV и VI). Серная кислота и её соли"
Сегодня на уроке мы должны изучить основные
соединения серы. Изучать эту тему мы будем в
рамках проекта. Цели нашего проекта:
изучить особенности строение оксидов серы (IV
и VI), сероводорода, сернистой и серной кислот;
III. Этапы работы над проектом
А. Формирование групп обучающихся
Группы составляются с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
7 групп:
1 группа - теоретики
2 группа - практики
3 группа - физики
4 группа - химики
5 группа - медики - биологи
6 группа - экспериментаторы
7 группа - Web-дизайнеры
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Учитель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.
Инструктивные карты
Теоретики.
Цель: изучить строение сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты.
Молекулярная, структурная и электронная формулы сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты.
Определите типы химической связи в молекулах.
Почему концентрированную серную кислоту можно перевозить в железных и алюминиевых цистернах.
Приведите примеры двух видов солей: гидросульфиды и сульфидов, в чём состоит различие?
Практики.
Цель: изучить нахождение соединений серы в природе, получение сероводорода, оксидов серы (IV и VI), серной кислоты, их применение в промышленности и значение в природе.
В каком виде (свободном или связанном) встречаются соединения серы в природе?
Назовите важнейшие природные соединения серы и их применение в промышленности.
Как получают сероводород, оксиды серы (IV и VI).
Производство серной кислоты.
Применение в промышленности.
Физики.
Цель: изучить физические свойства сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты, по плану
1. Агрегатное состояние веществ в обычных условиях
2. Цвет
3. Запах
4. Температура плавления и кипения
5. Выяснить, почему концентрированную серную кислоту применяют для осушки газов? Что такое олеум?
6. Правила разбавления концентрированной серной кислоты.
Химики.
Цель: изучить химические свойства соединений серы: оксидов серы (IV и VI), сероводорода, серной кислоты. Привести примеры химических реакций.
Сероводород: химические свойства сероводородной кислоты (привести примеры: диссоциации кислоты, химические реакциии, взаимодействия с кислородом, в избытке и охлаждении).
Химические свойства оксидов серы (IV и VI).
Химические свойства серной кислоты. Взаимодействие концентрированной и разбавленной кислот с металлами.
(Составьте химические уравнения реакций)
Медики-биологи.
Цель: изучить медико-биологическое значение соединений серы.
В чём заключается опасность сероводорода для организма человека?
Каково лечебное значение сероводорода?
Опасность для живых организмов оксидов серы (IV и VI)
Кислотные дожди, их влияние на окружающую среду.
Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни.
Экспериментаторы.
1. Теоретическая часть:
Изучите химические свойства серной кислоты.
2. Практическая часть:
ПЕРЕД ВАМИ 4 ПРОБИРКИ СРАСТВОРОМ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.
В пробирку №1 пометите 1-2 гранулы цинка и прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты. Что наблюдаете. Составьте уравнения реакции.
В пробирку № 2 добавьте лакмус, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.
В пробирку №3 поместите опилки, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.
В пробирки с раствором соли серной кислоты добавьте раствор нитрата бария, что наблюдаете.
В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте раствор соли серебра. Что наблюдаете, Объясните данное наблюдение.
Web-дизайнеры.
Цель: составить презентации из материалов, подобранных группами учащихся.
1. Создать заготовки слайдов для слайд-лекции. Указать название слайдов:
А) "Состав, строение оксидов серы (IV и VI), серной кислоты".
Б) "Соединения серы в природе. Нахождение. Получение. Применение"
В) "Физические свойства соединений серы".
Г) "Химические свойства соединений серы"
Д) "Медико-биологическое значение соединений серы".
2. Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.
3. Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию.
4. Сопровождать защиту проекта соответствующими слайдами.
Б. Поиск информации (25 минут)
Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте.
Поиск информации в интернете, дополнительной литературе, учебниках.
В. Обработка информации (10 минут)
Учащиеся в группах готовят выступление - защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. В это время web-дизайнеры верстают слайдовую презентацию.
Г. Защита проекта.
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления - около 3-5 минут. Всего защита длится около 25 минут.
IV. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? Оцените самостоятельно свою работу в оценочных листах. Каждому из вас я так же поставлю за сегодняшний урок оценку.
Общий итог урока.
Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Домашнее задание: изучить 23, записи в тетрадях, на "5" решить - упр. 3, 5, на "4" упр. 8, на "3" упр. 4 на стр. 142.
Литература: