Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнется новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.
- Но что же стоит за этим коротким и емким словом «школа»?. Игра ассоциации «Школа - это» (Мозговой штурм)
Родители порой считают, что цели и интересы в жизни у ребенка должны измениться в один день. Но ребенку очень трудно перестроить свою жизнь, изменить свои прошлые установки.
А теперь давайте подумаем, а что именно меняется для детей, в связи с поступлением в школу? (Изменится режим дня, место, где проходит большая часть дневных часов, привычное окружение. Изменится привычный набор того, что можно и что нельзя. У детей меняются и авторитеты. Если до школы наиболее значимы и влиятельны были родители, то в школе - это учителя. Кроме того, происходит смена ведущей деятельности).
Если ведущей деятельностью дошкольника была игра, то с поступлением в школу она меняется на учебную. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (ученик), принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.
Педагогам и психологам, принимающим детей в 1-й класс, часто приходится слышать и жалобы родителей на то, что ребенка по какой-то непонятной причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо читать и считать. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за определением «готовность к школе»?
«Готовность к школе» - это тот уровень развития ребенка, при котором требования школы не приведут к нарушениям здоровья .
Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения. А их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития должен соответствовать определенным нормам.
Мотивационная готовность- это наличие у детей желания учиться. Давайте подумаем, почему ребенок может хотеть пойти в школу? (туда пойдут все его сверстники; это может быть стремление к взрослости и желание называться уже школьником; он слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и очень почетно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки, все новое привлекает детей, а со школой ассоциируется все новое. Это для ребенка может быть и требование родителей.)
В данном случае мотив посещения школы следует отличать от мотива обучения.
Учебная мотивация-это осознанное стремление ребенка стать школьником, готовность соблюдать школьные правила и обязанности. А самое главное - должен быть сформирован познавательный интерес к обучению, интерес к получению новых знаний. Отсутствие мотива обучения свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе
Мотивационная готовность ребенка к обучению не возникает на пустом месте, а развивается постепенно.
Почему дети не хотят идти в школу? Причина подобного отношения к школе - результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредоносно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
- «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?»
- «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
Такими словами взрослые сами формируют у детей отвращение к школе. Придется потратить много времени и сил, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Но встает вопрос как же сформировать у ребенка положительное отношение к школе?
- Покажите ребенку положительные моменты взросления. «Как хорошо ты... сделал. Сразу видно, что ты большой. А когда ты пойдешь в школу, тебя научат..., ты сумеешь делать что-то еще лучше». Быть взрослым - это значит не только иметь больше обязанностей, но и больше прав, больше самостоятельности и ответственности (за себя и других).
- Не сводить весь смысл учебы только к оценкам. Не соответствие ожиданий (родителей, самого ребенка) реальности приведет к «трагедии» и сделает их зависимыми от оценок. Не воспринимайте оценки как безусловную ценность. Проявляйте озабоченность не школьными оценками, а самим процессом усвоения знаний.
- Формируйте положительный образ педагога: «Я думаю, что твоя учительница сможет научить тебя тому, чего не знаю даже я». Хорошо если есть возможность познакомить ребенка с будущим учителем заранее (дни открытых дверей, подготовительные курсы)
- Предварительное знакомство со школой: те же дни открытых дверей, экскурсии, ваши рассказы.
- Попросите поделиться впечатлениями с вашим ребенком знакомого школьника, которому действительно нравиться учиться.
- Поделитесь своими воспоминаниями, покажите и рассмотрите фото.
- Если у ребенка есть какие-либо трудности в чем-либо: обратите на это особое внимание и помогите ему их преодолеть.
Ну а теперь подробнее остановимся на интеллектуальной готовности ребенка к школе. Важнейшее место в интеллектуальной готовности ребенка занимает мышление. Уметь мыслить - значит уметь владеть знаниями.
Визуальное линейное мышление тесно связано со зрительным восприятием. Линейное визуальное мышление позволяет производить в уме операции:
- Сравнения, анализа, дополнения и восстановления изображений по фрагментам (показать коврики Равена)
Визуальное структурное мышление позволяет мыслить по аналогии. На основе визуального интеллекта легче формируются математические способности.
Рекомендации по развитию визуального мышления: Учить пользоваться схемами и рисунками.
Игры: «Подбери узор», «Кубики Каоса и Кубики Никитиных»; «Блоки Дьенеша».Упражнения со счетными палочками, головоломками типа «Таиграм», «Колумбово яйцо» и др.
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Понятийное интуитивное мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний.
Средний уровень развития понятийного интуитивного мышления предполагает неопределенный прогноз - для развития полноценного понятийного мышления ребенку необходима помощь.
Как научить ребенка мыслить? Исключить простой пересказ.
- Своими словами одним предложением выразить законченную мысль каждого абзаца; в результате такой работы будет выделена смысловая структура текста и составлен план
- Предложить ребенку 2-3 варианта названий для короткого рассказа (из 3-4 предложений)- пусть подумает и выберет наиболее подходящее
- При подготовке необходимо сначала прочитать вопросы к тексту, только затем читать текст - в этом случае ребенок пытается найти ответы на поставленные вопросы и чтение будет осуществляться осмысленно.
Как развивать логическое мышление? Развивать умение устанавливать причинно-следственные и пространственно временные связи событий и явлений; учить пользоваться обобщающими понятиями, понимать их смысл и значение.
Игры: «4-йлишний», «Классификация», «Три предмета», «Сочини историю», «Аналогии», «Закончи предложение».
Как развивать абстрактное мышление?
Становлению абстрактного мышления способствуют занятия математикой, обучение устному счету, решение задач в общем виде, т.е. с буквами без чисел или с помощью схем.
Однако если ребенок сначала решает задачку с числами, а потом заменяет численные значения буквами абстрактное мышление не развивается.
Вы же можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать сколько машин стоит в гараже, не обязательно перебирать сами машины, их можно обозначить палочками или кружочками и посчитать эти заместители машин.
Одной из важнейших характеристик внимания является скорость переработки информации (ТестТулуз-Пьерона).
При подаче материала и распределении работы в ходе урока учитель ориентируется на средневозрастную скорость восприятия. Поэтому если дети медлительны, они не только не успевают выполнить необходимый объем работы, но и не могут следить за объяснением учителя, т.е. перестают успевать и что-либо понимать вообще.
Коррекция: эмоциональная поддержка, создание ситуаций успеха в различных видах деятельности. Во всех случаях, когда приходится иметь дело с медлительностью, ни в коем случае нельзя действовать «напрямую»: подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе. Но если ребенок научится быстро читать и считать, то и все письменные работы будет выполнять значительно быстрее, даже без специальной моторной тренировки.
Но важно не только с какой скоростью, но и в течение какого времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, т.е. важна произвольность внимание (способность целенаправленно удерживать внимание). Ребенок может долго заниматься тем, что его привлекает, но в школе важно сосредоточенное выполнение неинтересной работы.
Рекомендации: Дозировать учебную нагрузку, не допускать переутомления в течение дня, учить придерживаться правил работы, обучать методам самоконтроля. Игры: ««Да» и «нет» не говори», «Что изменилось?»
Игра с родителями «Раз, два, полтора» (динамическая пауза)
Продолжая анализ учебного процесса, надо сказать, что на уроке дети много работают по визуальным образцам (списывают задания с доски, книг, прописей). Успешное выполнение такого вида работы возможно только при хорошо развитой зрительно-моторной координации.
Необходимо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их взаимосвязь, т. е. на зрительно- двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности.
Зрительно-моторная координация не является врожденной, ее нужно развивать.
Как же научить этому ребенка?
Необходимо учить ребенка анализировать образец, срисовывать самостоятельно, проверять правильность работы, исправлять ошибки.
Развить зрительно-моторную координацию помогут и графические диктанты. Важно дать ребенку образец, который он должен скопировать.
Игра с родителями «Лезгинка» и «Ухо-нос»
Для того, чтобы ученик во время урока мог следить за объяснением учителя и обрабатывать воспринимаемую информацию, он должен удерживать в уме то, что слышит. Для этого ему необходим определенный объем кратковременной речевой памяти.
(Тест для родителей «10 слов»).
Если у ребенка ослаблена кратковременная речевая память, традиционные формы тренировки памяти (Н: заучивание стихов) не приведут к улучшению. Необходимо работать с причиной.
В любом случае полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса, способствовать формированию учебной мотивации, развивать мышление.
Дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением в начальной школе могут не испытывать никаких проблем: «Учиться на «отлично»», проблемы начинаются в среднем школьном звене, когда от детей начинают требовать умения «думать и понимать», т.е. когда появляются предметы - физика, алгебра...
Рекомендации:
Приучите сначала осмысливать, а потом запоминать информацию. Проследите умеет ли ваш ребенок обобщать, классифицировать, сравнивать одни предметы с другими, делать выводы и умозаключения.
Установлено, чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.