Цели:
- обучающая: повторить и закрепить знания учащихся о букве Ее, учить читать слова с буквой Е, учить работать с картиной, текстом, учить определять значения слов, обогащать словарный запас;
- развивающая: развивать память, связную речь, внимание, логическое мышление учащихся;
- воспитывающая: воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, готовности прийти на помощь, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- для учителя: иллюстрации: «на что похожа буква Е» (гребень, сломанная лестница, грабли), Крошка Енот, медвежата, лес, рак; слоговая таблица (часы), наборное полотно с изученными буквами;
- для учеников: «Русская азбука», простые карандаши, блокноты, касса букв и слогов.
Ход урока
Opг. момент.
Повторение и закрепление.
Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы с вами вспомним все изученные буквы, повторим то, что вы знаете о букве Е е, о её хитростях, будем учиться читать слова с этой буквой, различать слова, которые пишутся одинаково, но по значению разные.
-Посмотрите, у нас на уроке гость. Кто его узнал? Как его зовут?
(Крошка Енот).
-А из какого он мультфильма?
(«Крошка Енот»).
-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?
(имя начинается с буквы Е).
-Крошка Енот будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее всех.
Игра «Полубуковка».
-Итак, поиграем. Игра называется «Полубуковка».
(на доске прикреплены буквы, наполовину закрытые, а дети должны угадать их).
-Вам надо угадать букву по её половинке.
(угадывают).
-Ой, ребята, смотрите! Наши старые знакомые Мишутки опять поссорились.
Они никак не могут поделить буквы. Давайте им поможем. На какие две группы можно разделить эти буквы?
(гласные и согласные).
-Разложите буквы на два полотна.
(1. а, о, у, ы, и, е.
2. н, л, р, в, к, т, с).
-Почему эти буквы называются гласными?
-А почему эти - согласные?
-Хорошо. Вот мы и помогли нашим героям. Надеюсь, что они больше не будут ссориться.
-Скажите, какую из этих букв мы изучали на прошлом уроке?
(е).
На что похожа буква Е?
-Перечислите, на что похожа буква Е.
(грабли, сломанный гребень, сломанная лесенка).
-А кто знает стихи про них?
(1. Ева гребнем причесалась,
В нём три зубчика осталось.
2. Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась.
3. На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
В нём три зубчика осталось.)
-А почему букву Ее называют хитрой?
(1.при произношении называем два звука [й], [ э ]- в начале слова или после гласного в середине или конце слова;
2. в СГ после мягкого согласного слышим один звук [ э ] , например, лес - [л’эс ].
Физкультминутка.
Топай, мишка,
Хлопай,мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Повторное чтение слоговой таблицы.
-Продолжим. Сейчас мы почитаем слоги с буквой е. Вот часы, но вместо цифр вы видите-?
(буквы).
-Да. Я буду соединять стрелками буквы, а вы читайте слоги.
(читают один слог - договорите до целого слова , и так до конца).
Чтение слов (слова на доске).
ели |
лес |
река |
лето |
роет |
леса |
реки |
село |
-Давайте прочитаем слова с этой буквой. Не забывайте, как произносятся слоги, на которые падает ударение? (более протяжно) (читают).
-Как произносим букву е в словах первого столбика? (произносим два звука [й], [э]).
-Почему?
(т.к. она находится 1.в начале слова;
2. в середине слова после гласной о).
-А в каких словах (найдите и прочитайте) буква е произносится одним звуком [э]?
(в словах: лес, реки, лето).
-Почему?
(после мягкого согласного буква е читается как [э]).
Печатание с образца.
-Откройте блокнотики и напечатайте по образцу эти слова в столбики (учитель проходит вдоль парт, следит за осанкой и работой учащихся).
Соотнесение картинок и слов.
-Откройте учебники на странице 80(вверху). Вам надо узнать, какие это деревья. Но для начала скажите, как называется место, где растёт очень много деревьев?
(лес).
-А вы когда-нибудь были в лесу?
-Знаете ли вы, как надо вести себя в лесу? Что можно, а чего нельзя делать?
-Вернёмся к картинкам. Что за деревья изображены на первой картинке?
(ели).
-Почему так решили? Ели какие?
(низкие, колючие).
-Какие деревья на второй картинке?
(осины).
-Почему? Какие осины?
(пушистые, красивые).
-Какие деревья на третьей картинке?
(высокие, стройные).
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Работа с иллюстрацией.
-Посмотрите на рисунок в нижней части страницы.
Что вы видите на картинке?
-Как называется дерево?
(ива).
-А какое время года показано? Как вы догадались?
(лето, так как ребята купаются).
Чтение текста.
-Сейчас мы почитаем об этом времени года. Прочитайте, как называется текст?
(Лето).
-Один учащийся прочитает весь текст. А остальные следите.
-Теперь читаем по цепочке.
Анализ текста.
-Где происходит действие?
(на реке).
-О ком говорится в тексте?
(о Севе и Лене).
Словарная работа.
-Что такое мостки?
(показ картинки).
-А кто знает, кто такие раки?
(показ картинки).
-Кто видел раков по-настоящему?
Выборочное чтение.
-Кто нырнул с мостков в реку? Найдите и прочитайте.
(Сева нырнул с мостков в реку.)
-А что оказалось в руках у Севы?
(рак).
-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, что ребята ловили раков.
(Сева и Лена ловили раков.)
Самостоятельное чтение.
-Теперь прочитайте текст ещё раз про себя, найдите слова с буквой е и подчеркните эту букву.
-Какие же слова вы нашли? Прочитайте их.
(река, Сева, реку, руке, Лена).
-А как по-другому можно озаглавить этот текст?
(придумывают названия).
Итог урока.
-Итак, что мы сегодня повторили о букве Ee?Почему она хитрая?
-На что она похожа?
-Составьте из букв разрезной азбуки слово лес.
(один ученик составляет у доски).
-Добавьте букву, чтобы можно было сказать: красивые ....
(леса).
-А теперь замените один слог, чтобы «леса» превратились в жаркое, любимое всеми нами время года.
(лето).
-Ребята, крошка Енот пошептал мне на ушко, как вы сегодня работали…
(Словесное оценивание).