Использование групповых форм обучения на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


 «Окружающий мир»
(УМК «Гармония», автор учебника – О.Т.Поглазова)
1 класс

Тема Использование парных, групповых и коллективных форм обучения
Ты – ученик Тема. Давай познакомимся. Работа в парах.

Задание. Расскажи своему товарищу о себе.

  • Как тебя зовут?
  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Тема. Дорога в школу. Практическая работа. Работа в парах.

Задание. Собери модель светофора. (Дети собирают светофор, детали которого предоставил учитель)

Окружающий мир и его изучение Итоговое занятие. Работа в парах.

Задание. Выделите предметы окружающего мира.

(У учащихся одинаковый набор картинок: мост, здание, кирпич, телевизор, книга, камень, солнце, дерево, волк, птица, туча, человек, река.)

Учащиеся каждого ряда получают задание.

1 ряд. Живая природа

2 ряд. Неживая природа

3 ряд. Рукотворный мир

Разнообразие и красота растений Итоговое занятие. Работа в малых группах (4 человека).

Задание. Распределите растения по группам.

(У каждой группы клей, лист плотной бумаги, набор картинок. Обязательное условие - каждый ученик должен принять участие и приклеить картинку)

1 группа. Хвойные, лиственные деревья, кустарники; листья к деревьям.

2 группа. Дикорастущие и культурные растения

3 группа. Фрукты, овощи, ягоды.

4 группа. Растения поля, сада и огорода

Творческое домашнее задание.

  • Найти и рассказать о растениях родного края, занесенных в Красную книгу.
Царство грибов Итоговое занятие. Работа в малых группах (4 человека).

Задание. Выполнить аппликацию «В лесу» (по выбору):

  1. Лес со съедобными грибами.
  2. Лес с несъедобными грибами.

(У детей картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, разных грибов, клей, лист плотной бумаги).

Творческое домашнее задание.

  • Узнать о ложных грибах.
  • Узнать о других видах грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые)
Разнообразие и красота животных Тема. Дикие и домашние животные.

Работа в малых группах.

Задание. Составить совместный рассказ - описание животного.

(У детей каждой группы части картинки определенного животного: собаки, медведя, вороны, лягушки).

  1. Правильно соедините части животного.
  2. Составьте рассказ по плану:
  • 1 ученик - Назови животное
  • 2 ученик - Домашнее или дикое животное.
  • 3 ученик - Где ты видел это животное? Среда обитания.
  • 4 ученик - Как выглядит? (существенные признаки)
  • 5 ученик - Чем питается?
  • 6 ученик - Какую пользу приносит людям?

Итоговое занятие. Работа в малых группах.

Задание. Расселите животных.

(У детей разных групп картинки животных, картины водоема, леса, таблицы, клей)

1 группа.

Таблица Дикие и домашние животные

(картинки: волк, лиса, корова, петух, кукушка, бобер, крот, собака, белка, лошадь, овечка)

2 группа. Водоем.

(картинки: лягушки, рыба, стрекоза, бобер, водомерка, утка, лось, петух, сорока)

3 группа. Лес.

(картинки: заяц, лиса, медведь, кукушка, белка, ежик, корова, курица, крот)

4 группа.

Таблица Разнообразие животных

земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, звери, рыбы

(картинки: лягушка, змея, ворона, кабан, сом, муравей, сорока, муха, щука, собака…)

 

«Окружающий мир»
2 класс 

Тема Использование парных, групповых и коллективных форм обучения
Красота и разнообразие неживой природы Творческое домашнее задание. Мини-проект. Подготовить материалы на урок для создания аппликации.
  • 1 группа. «На море»
  • 2 группа. «Болотное царство»
  • 3 группа. «Ночное небо»
  • 4 группа. «В лесу»

Урок-путешествие. Коллективная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Тема. Горы

1 группа. Биологи (знатоки живой природы).

Цель исследования.

Есть ли растительный мир в горах, и какие животные там обитают. (У детей карта, рисунки, картинки животных)

2 группа. Географы (знатоки неживой природы).

Цель. Какая самая высокая гора на земле, какие опасные горы и показать части горы. (У детей картинки: вулкан, пропасть, три горы с указанием их высоты над уровнем моря)

3 группа. Геологи (знатоки рукотворного мира).

Цель. Что таится под каменной одеждой гор. (У детей таблички с названиями полезных ископаемых, картинки-изделия, небольшой справочный материал о рудах)

4 группа. Экологи.

Цель. Почему в горах надо двигаться змейкой, а не цепочкой? Почему в горах нельзя шуметь и стрелять? Назвать животных, занесенных в Красную книгу? ( У детей картинки с животными и их названиями, небольшой справочный материал, картинка с альпинистами)

Отчет о проделанной работе в рамках одного урока.

Урок-путешествие. Коллективная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Тема. Равнины

Человек - часть живой природы Творческие задания к итоговому занятию:
  • Составить карточку-определитель «Какой я».
  • Подготовить игры и развлечения для участия всех детей.
Ты - член семьи и общества Тема. Семья. Члены семьи, поколения. Работа в парах.

Задание. Познакомь своего товарища со своей семьей:

- Состав семьи

- Где и кем работают родители?

Творческое домашнее задание № 1. Твоя родословная

Творческое домашнее задание № 2. Семейные традиции

Творческое домашнее задание № 3. Мои детские игрушки

Человек - творец Творческое домашнее задание.
  • 1 группа. Украшение своего двора, улицы
  • 2 группа. Школа - будущего
  • 3 группа. Транспорт
  • 4 группа. Спортивная площадка
Красота и симметрия в окружающем мире Творческое домашнее задание.
  • 1 группа. Составление бордюра. Украшение городского сооружения.
  • 2 группа. Орнаменты на посуде.
  • 3 группа. Орнаменты на обоях.
  • 4 группа. Орнаменты на одежде.