Цикл интегрированных занятий "Времена года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

В современном мире остро стоит проблема нравственного воспитания общества, формирования общей духовной культуры будущего поколения. В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения. Огромную роль в становлении духовно развитой личности играет искусство.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и, чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – живопись, музыку, художественное слово, театр… Их синтез необходим для воссоздания общей картины мира, для более полного использования эмоционально-чувственной стороны эстетического воспитания.

Наш детский сад почти два десятилетия работает в художественно-эстетическом направлении. За эти годы сложилась творческая группа специалистов, которая накопила богатый практический материал, позволивший выпустить сборник. Вошедшие в него интегрированные занятия, праздники и занятия эстетического цикла являются действенным средством духовного развития ребенка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, природе, формируются особенности поведения и сознания.

Представленный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки, движения, изобразительного искусства, театра. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова.

Мы считаем, что духовное воспитание ребенка невозможно без приобщения к мировым культурным ценностям взрослых (родителей, сотрудников детского сада). Для них мы организуем творческие встречи под общим названием «Все музы в гости к нам». Такие встречи вызывают неизменный интерес, живой отклик аудитории, способствуют лучшему взаимопониманию родителей и педагогов в сфере эстетического воспитания ребенка и его социального развития.

Вашему вниманию предлагается цикл интегрированных занятий «Времена года». Нам бы не хотелось, чтобы представленный материал слепо копировался. Пусть он способствует активизации творческой инициативы, полету фантазии педагога и побуждает к поиску новых решений и воплощению смелых идей. Желаем вам вдохновения, дорогие коллеги, успехов в творчестве!

Закружилась листва золотая – интегрированное занятие в старшей группе.

Цель: развитие интереса к эстетической стороне действительности, воспитание эмоционального отношения к живописи, музыке, танцу, искусству слова.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки подбирать средства для звукоподражания явлениям природы (шелест листьев, капли дождя, шум ветра), используя музыкальные инструменты и возможности своего тела.
  2. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
  3. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении творческих замыслов.
  4. Побуждать детей экспериментировать с цветом, передавая настроение осенней природы.

Изобразительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», осенние пейзажи художников.

Музыка: А. Вивальди концерт «Осень», Г. Свиридов «Весна, осень», З. Роот «Ах, какая осень!», С. Прокофьев «Фея осени» из балета «Золушка», Ф. Шопен прелюдия ми минор, Н. Луконина «Хоровод овощей», П. Чайковский «Осенняя песня», Н. Рыбников «Отворите волшебные двери».

Художественное слово: стихи Ф. Тютчева, Д. Кедрина, С. Есенина, И. Бунина.

Атрибуты: костюм Осени, бумажные силуэты листьев, музыкальные инструменты, большая палитра из картона или пенопласта с кусочками двухстороннего скотча для прикрепления листьев.

Оборудование: столы для рисования, стаканы с водой, кисти, краски, палитры, салфетки.

Ход занятия

Под музыку А. Вивальди (концерт «Осень» 2ч.) дети входят в зал, встают в круг.

Муз. рук.:

Скинуло кафтан зеленый лето, отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета, по лесам с метелкою прошлась.
И вошла заботливой хозяйкой в снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке- русская румяная зима!
За окном мороз, но мы попросим: «Возвращайся, осень, хоть на время»
А пока торопится к нам осень, мы гостей улыбками согреем.

Осень вернется к нам, если мы отгадаем музыкальную загадку, в которой она рассказывает о себе. Послушаем?

Звучит муз. Г. Свиридова «Весна, осень».

- Что о себе рассказала осень? (Ответы детей, входит Осень.)

Осень: Здравствуйте, ребята! Вы отгадали мою загадку, а найдёте ли вы картину, в которой звучит эта светлая музыка? (Дети показывают.) Кто знает автора этой картины? (Ответы детей.) Как бы вы назвали ее? (Ответы детей.) А художник назвал свое произведение «Золотая осень». Как вы думаете, тепло или холодно в роще? (Ответы детей.) Как художнику удалось передать тепло осеннего дня, какими красками? (Ответы детей.) Картины рисуют не только художники, но и поэты, Алеша, прочти нам свое стихотворение.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

Осень: А Алина выбрала вот эту картину. Что тебе в ней понравилось?

Ответ Алины: Все это можно выразить поэтическим словом. Кто нарисует эту картину стихами?

Ребенок декламирует:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера...

(Ф. Тютчев)

Муз. рук.: Да, осень прекрасна как песня, которую мы сейчас споем. Вставайте в хоровод вокруг Осени, ребята.

Исполняется песня «Ах, какая осень!» (муз. и сл. З. Роот).

Осень: Спасибо, ребята, за красивую песню, но я не всегда бываю такой! Слышите?

Звучит фрагмент из балета «Золушка» – «Фея осени».

- Кто найдет картину, которую рисует эта музыка? Дети находят. А какие в ней краски? (Ответы детей.)

Муз. рук.: Что мы услышим, если войдем в эту картину? (Дети отвечают: шум дождя, вой ветра, шелест листьев.) А как сделать, чтобы и наши гости услышали осенние звуки: и капли дождя, и шелест листьев, и шум ветра… (Дети отвечают: с помощью музыкальных инструментов, своего тела.)

Дети разбирают музыкальные инструменты, звучит прелюдия ми минор Ф. Шопена.

Мелкий дождик моросит кап, кап, кап, кап,
В листьях сада шелестит кап, кап, кап, кап,
Мокнет мяч у ворот кап, кап, кап, кап,
Мокнет поле, огород кап, кап, кап…
Что-то шепчут листья- подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень, осень, осень…»
И сползают тучи, птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут…

Осень:

Дождь прошел и снова солнце (так бывает в сентябре)
Осветило вдруг предметы на обеденном столе:
Чайник, вазочку с цветами, спелых яблок поздний сорт.
И сказал художник: «Славный получился натюрморт».

- Есть ли в нашем зале натюрморт? (Дети находят.) Что в натюрморте? Фрукты. Какие они? (Ответы детей.) А если мы войдем в этот натюрморт, какие запахи мы почувствуем?

Муз. рук.:

Фрукты, овощи созрели, осень, ты всегда щедра.
Встанем в хоровод, ребята, урожай собрать пора.

Исполняется «Хоровод овощей» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой

Муз. рук.: Оказывается, Осень рассказывает о себе и звуками, и запахами, и красками, надо только постараться все это увидеть, услышать и почувствовать. А вот эти листья молчат…

Осень: Наверное, их припорошило снегом, а так хочется теплых осенних красок… Сможем мы вернуть их красоту? (Дети отвечают, проходят за столы и рисуют красками.)

Муз. рук.: И, конечно, помогать нам будет волшебная музыка П. И. Чайковского.

Звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года».

Осень: Давайте сложим ковер из осенних листьев и полюбуемся на него. (Дети выкладывают осеннюю композицию из листьев на полу.)

Муз. рук.:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Звучит музыка Н. Рыбникова «Отворите волшебные двери». Дети исполняют танец-импровизацию с осенними листьями.

Осень: Пришла пора прощаться, а чтобы запомнилась наша встреча, давайте оставим теплые краски осени на этой палитре.

Дети выкладывают композицию из осенних листьев на палитре и уходят в группу.

Волшебные рукавички – интегрированное занятие в старшей группе.

Цель: развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывать потребность в самовыражении в музыке, рисовании и художественном слове.
  2. Закрепить знания детей о композиторах-классиках, о различных средствах музыкальной и художественной выразительности, о теплом и холодном колорите картин.
  3. Обогатить словарный запас детей новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Изобразительный ряд: экспозиция картин из Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока («Солнечный денек», «Вечерняя сказка», «Первый снег», «Елочки-подружки», «Снежный вальс», «Зимой в лесу», «Сказочный сон»).

Музыка: П. Чайковский, Декабрь «Святки», А. Вивальди, «Зима», часть 2., С. Прокофьев, Фея Зимы из балета «Золушка», П. Чайковский, 1 симфония «Зимние грезы», часть 2, Хоровод «Зима пришла», музыка и слова Л. Олиферовой, А. Вивальди, «Зима», часть 1, Э. Артемьев «Вальс снежинок», Игра «Замри на месте», музыка и слова С. Юдиной, музыка М.Минкова «Вальс Кая и Герды».

Художественное слово: стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Атрибуты: костюм Снегурочки с красивыми рукавицами, бумажные силуэты рукавичек на каждого ребенка, султанчики, шарфы, елочный дождь для танцевальной импровизации.

Оборудование: столы для рисования, стаканы с водой, кисти, краски, палитры, салфетки.

Ход занятия

Звучит музыка П. Чайковского Декабрь «Святки». Дети входят в зал, встают в круг. Их встречает музыкальный руководитель (М.р.), исполняется приветственная песенка.

М. р.: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.р.: Дети, сегодня в нашем зале гости. Подарим им свою улыбку и поприветствуем всех.

Дети: Здравствуйте, все гости!

М.р.: Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. А увидеть его красоту нам поможет волшебная музыка.

Звучит музыка А. Вивальди «зима», часть 2.

- Вы слышите? Она уже звучит… Давайте закроем глаза и прислушаемся к ней. И каждый увидит что-то интересное, увидит свой уголок зимнего леса (слушаем музыку). Расскажите, что вы увидели в зимнем лесу? (Ответы детей.) Какие разные у вас впечатления! Как много рассказала нам музыка Антонио Вивальди! Какое настроение она передавала? Какая она была? (Ответы детей.)

- А ведь о красоте зимнего леса можно рассказать стихами. (Дети читают стихи.)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром.
На пушистых ветках белою каймой
Распустились кисти пышной бахромой…

С. Есенин.

- А сейчас прозвучит еще один музыкальный отрывок.

Звучит музыка С. Прокофьева из балета «Золушка» Фея Зимы.

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна,
И выходит по тропинке к нам Снегурочка сама.

Входит Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Прошли новогодние праздники, а я никак не могу вернуться в свою сказку – потеряла волшебную рукавичку. А без нее не сотворишь волшебства.

М.р.: Где же ты могла обронить рукавичку, Снегурочка?

Снегурочка: Не знаю. Я весь лес обошла. И под еловые лапы заглядывала, и в дупле у белки смотрела, и в пушистых сугробах искала. Что мне делать, ума не приложу!

М.р.: Не отчаивайся, Снегурочка, мы с ребятами постараемся тебе помочь. Покажи нам самые красивые, самые заветные уголки своего волшебного леса. Может и рукавичка найдется!

Звучит музыка П. Чайковского 1 симфония 2 часть «Зимние грезы».

Снегурочка: Да, лес у меня действительно сказочный. Вот он на этих картинах! Но чтобы найти рукавичку, надо присмотреться к каждой картине, войти в нее. Особенно я люблю солнечный денек в лесу, «мороз и солнце – день чудесный!». Ребята найдите мне такую солнечную картину. (Дети находят.) Молодцы! А как вы догадались, что это солнечный денек? Ведь солнце здесь не нарисовано. (Ответы детей.) Правильно! Снег переливается всеми цветами радуги! Кто найдет больше снежных оттенков? (Ответы детей.) Прислушайтесь, какая тишина на полянке, а ведь недавно здесь резвились лесные зверушки. И вас я приглашаю превратиться в белочек и зайчиков. Вставайте в хоровод!

Исполняется хоровод «Зима пришла», музыка и слова Л. Олиферовой.

Хорошо на лесной полянке! Звучит музыка А. Вивальди «Зима», часть 1. А, бывает, расшалится дедушка Мороз, соберет тучи над лесом , и полетят на землю пушистые хлопья снега, как на одной из картин. Кто покажет мне эту картину? Что изменилось в лесу, когда пошел снег? (Ответы детей.) Все снежинки кажутся одинаковыми, но давайте посмотрим на них поближе. Подставьте ладошку и поймайте снежинку. Сережа, какая снежинка опустилась тебе на ладошку? Лиза, а у тебя какая? И т.д. (Ответы детей.) Вот видите, какие разные снежинки.

М.р.: Я вам предлагаю выбрать себе волшебный предмет. И с его помощью превратиться в снежинку. Сейчас каждая снежинка нам подарит свой танец.

Звучит музыка М.Минкова «Вальс снежинок», дети импровизируют.

- Молодцы! Какой прекрасный снежный танец вы нам подарили. Спасибо вам.

Снегурочка: Улеглась метель, наступил вечер. Я прошу вас подойти к той картине, на которой мы видим вечерний лес. (Дети подходят.) И на этой картине вечер, и на этой. Да, здесь вечер серый, пасмурный, а на этой картине какой? (Ответы детей.) На деревья, кусты, сугробы легли причудливые тени. В сумерках они кажутся заколдованными сказочными существами. Мы с вами тоже любим волшебные превращения, предлагаю поиграть в игру «Замри на месте» (музыка и слова С. Юдиной).

М.р. (достает рукавичку из-за картины): Снегурочка! А не твоя ли это рукавичка?

Снегурочка: Ах, какое счастье! Это она. Ой, а что в ней? Наверное, снег набился, надо вытряхнуть… (трясет рукавицу, из нее сыплются бумажные силуэты рукавичек). Посмотрите, сколько рукавичек, но почему-то они все белые.

М.р.: Я предлагаю вернуться в нашу уютную музыкальную гостиную и разрисовать эти рукавички.

Снегурочка: Можно, я с вами?

М.р.: А ты не боишься растаять?

Снегурочка: Нет, я попрошу ребят рисовать только холодными, снежными красками.

М.р.: Усаживайтесь поудобнее. Сейчас мы зажжем свечи. И прекрасная музыка поможет вам сделать эти рукавички красивыми, удивительными, неповторимыми и, конечно, волшебными.

Звучит музыка М.Минкова «Вальс Кая и Герды».

Дети выполняют работу самостоятельно. Снегурочка комментирует рисунки детей, используя поэтические образы и метафоры.

- Снегурочка! Спасибо тебе, ты показала нам волшебную красоту зимнего леса.

Снегурочка: Я благодарю вас, ребята, ведь вы помогли мне найти рукавичку. Теперь я могу вернуться в свою сказку. А эти чудесные рукавицы останутся вам на память о нашей встрече. До свидания, ребята! (Уходит.)

М.р.: До свидания, Снегурочка! Пришла пора прощаться, давайте споем прощальную песенку.

Дети уходят в группу.

Все весны дыханием согрето – интегрированное занятие в старшей группе.

Цель: воспитание эмоционального отношения к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова.

Задачи:

  1. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, журчание ручейка, шум деревьев, пение птиц); выражение настроений, созвучных той или иной картине природы.
  2. Развивать образную речь за счет применения эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданных в музыке, поэзии, живописи.
  3. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Изобразительный ряд: весенние пейзажи кузбасских художников.

Музыка: Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Весна» 1часть, «Зима» 1 часть, С.Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка», «Господин теплый день» муз. и сл. З.Роот, «Снова весна идет» журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2004год. «Озорная тучка» муз. и сл. З.Роот, И.Штраус вальс «Весенние голоса».

Художественное слово: стихи русских поэтов о весне.

Оборудование: столы для рисования, стаканы с водой, кисти, краски, палитры, салфетки, большая палитра из картона или пенопласта с кусочками двухстороннего скотча для прикрепления цветных кружков из картона.

Атрибуты: костюм Весны, солнечный зайчик, музыкальные инструменты, шапочка тучки.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в круг.

М.р.:

Динь-дон, динь-дон,
Слышим мы капели звон.
Улыбнуться нам пора,
С добрым утром, детвора!
Поприветствуем гостей
Светом солнечных лучей!
Зимы уж нет. Небесный свод
Льет вешний, яркий свет…
Весна идет, весна идет!
Она нам шлет привет.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Весна», часть 1.

- Какое произведение звучит? (Ответы детей.) Какое настроение подарила нам эта музыка? (Радостное, солнечное, праздничное, весеннее, улыбчивое, светлое, яркое…)

А какая весна предстает перед нами? (Молодая, грациозная, румяная, добрая, звонкая, поющая.) Да, эта музыка дарит нам радость пробудившейся природы (сверху спускается солнечный зайчик – силуэт из ярко-желтого картона). Кто это, дети? (Ответы детей.) Если ко мне на ладошку прыгнул солнечный зайчик, значит где-то рядом сама солнечная весна.

Звучит музыка из балета «Золушка» С. Прокофьева «Фея весны».

Входит Весна.

Весна:

Привет весенний вам, друзья, вас очень рада видеть я.
Издалека я к вам пришла и теплый день вам привела.

Дети исполняют песню «Господин теплый день» (музыка и слова З.Роот).

- Да, ребята, празднично и красиво в моем весеннем лесу, но есть одна поляна, которая до сих пор покрыта снегом, там холодно и печально.

Звучит фрагмент из концерта «Зима» А.Вивальди.

- Как же нам её оживить?

Дети: Разрисовать (солнце, цветы, птицы, бабочки).

Весна: Но моя волшебная палитра пуста, как же быть? Где найти весенние краски?

М. р.: Как где? В весеннем лесу!

Весна: И правда. Для этого нам и ходить далеко не надо. Вот он, мой лес, на этих картинах.

Звучит «Весна» А.Вивальди.

- Он переливается всеми цветами. А каких оттенков здесь больше всего? (Синего, сиреневого, зеленого, красного.) Да, одна картина голубая, другая сиреневая, третья зеленая…Кто покажет голубую картину? (Дети показывают.) Эта картина нам дарит голубой цвет. Катя, положи голубую краску на нашу палитру. А как художник получил такой лучезарный цвет? (Соединил белую и синюю краски.) Небо лазурное, а какого цвета вода? (Зеленого, желтого, синего.) Вода играет разными оттенками, отражая весь пробуждающийся мир. И ветки берез трепещут на весеннем ветерке и тянутся к солнышку. А где еще мы видим образ березки? (Дети показывают.) Да, образ русской березки очень любим художниками. Она всегда прекрасна: зимой и летом, на утренней заре и в сумерки. Найдите эту вечернюю картину! (Дети находят.) Какими красками художник изображает весенний вечер? (Серыми, коричневыми, сиреневыми, желтыми.) Положим эти краски на нашу палитру. А как художник получил сиреневый цвет? (Соединил белую, красную и синюю краски.) Значит, нам ещё и красная понадобится! Добавим её на палитру.

М. р. Как по-разному изображают весну художники, также по-разному видят её поэты (дети читают стихи о весне). Вот и первые подснежники радуются солнышку, они такие робкие, неяркие, нежные. Трудно их найти в лесу, но давайте все же попробуем. Может кто-то уже нашел? (Дети отвечают.)

Весна: Да, они не бросаются в глаза, зато празднично и ярко распустилась верба. Её мягкие, пушистые соцветия горят как свечи и украшают весенний лес. Какого цвета больше всего на этой картине? (Зеленого.) Положим его на нашу весеннюю палитру. Юра, прочти нам своё стихотворение. («Верба».) Что мы услышим, если войдем в эту картину? (Пение птиц.)

Солнце щекою земли лишь коснулось, сразу вокруг все мгновенно проснулось.
Все ожило, заиграло, запело, словно давно всем молчать надоело.

М. р.:

Первой проснулась капель озорная.
Следом за ней – голубой ручеёк.
Скрипочку взял и наладил смычок.

Весна: Синь-синь, - запела на веточке птичка. Это концерт подхватила синичка.

М. р.: Их поддержали грачи, воробьи – песни ноют от зари до зари. Пусть эти песни услышат все, а помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Исполняется песня «Снова весна идет» (ж. «Музыкальный руководитель» №1, 2004г.).

Весна: Мы спели про теплую солнечную весну, но ведь весна переменчива, бывают и неприветливые дни. Какая картина вам кажется самой холодной и ветреной? (Дети отвечают.) Кажется, вот-вот пойдет дождь.

М. р.: А ведь весенний дождь – веселый дождь. Прошел – и солнце светит. И оттого всем хорошо: деревьям, птицам, детям. А вот и озорная тучка, поиграем с ней.

Игра «Озорная тучка» (муз. и сл. З Роот).

- Как у нас весело и радостно, какая весенняя получилась палитра.

Весна: Мы забыли про нашу полянку, давайте возьмем краски, кисти и оживим ее.

Дети рисуют, звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник».

Спасибо вам, дети, вы помогли мне оживить полянку, а сейчас я объявляю весенний бал и превращаю вас в бабочек, мотыльков, скворцов и ласточек.

Дети импровизируют под музыку вальса И. Штрауса «Весенние голоса». Весна незаметно уходит.

М.р.: А где же Весна?

Дети: Ушла.

М.р.: Разве она ушла? Посмотрите вокруг, она везде! Выйдите на улицу, и вы с ней обязательно встретитесь!

Под музыку дети уходят в группу.