Цели: воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к родному краю, углубление и закрепление знаний по истории Донского казачества, развитие физической подготовки молодёжи.
Подготовка к слёту.
Разного рода праздники, вечера, позволяют расширить привычные рамки школьной жизни: учащиеся знакомятся с разнообразной дополнительной литературой - узнают много разнообразного и интересного. Непринужденная обстановка, игровые моменты, дух соревнования, занимательность помогают более глубоко познать историю Донского казачества.
В конце января участникам слета раздаются вопросы викторины "Участие казаков в Великой Отечественной войне" и положение о проведении слета. Ответы на вопросы оформляются в виде альбомов-раскладушек (формат А4), ответы сопровождаются рисунками, фотографиями.
Жюри (в состав, которого входят представители казачьей дружины, участники ВОВ, учителя истории) до слета подводит итоги викторины.
В проведении праздника участвуют Юртовой атаман, знаменная группа казачьей дружины, казаки и ветераны Великой Отечественной войны.
Оформление: Выставка работ учащихся (альбомы-раскладушки) " Участие казаков в Великой Отечественной войне"
Вопросы викторины: Инструментарий проверки качества знаний у учащихся к учебнику " История Донского края" автор Веряскина О.Г., издательство Ростовского университета.
- Какие казачьи части одними из первых вступили в бой с немецкими агрессорами?
- Что Вам известно о быстром формировании новых кавалерийских дивизий из казаков в самом начале войны?
- Охарактеризуйте сущность и масштабность добровольческого движения в казачьих областях России.
- Назовите основные сражения, в которых участвовали казаки.
- Покажите на карте боевой путь казачьих соединений (на примере 4 го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса или 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса)
- Как сражались казаки в годы войны? В каких частях и где они воевали?
- Что вы знаете о самоотверженном труде в годы войны мирного казачьего населения?
- Каких наград были удостоены казаки за совершённые в годы войны подвиги?
- Расскажите о попытках образования казачьих частей в немецкой армии.
- Кто из опытных казачьих атаманов пытался привлечь казаков на службу немцам? Сформулируйте причины, по которым эта попытка не увенчалась успехом.
- Сравните отношение казаков к добровольческому движению в Красную армию и к службе в немецкой армии.
Ход слета
1й ведущий:
Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить дивными лесами и полями, необозримыми просторами, но защитить сама себя не может. Поэтому защита Отечества, родной земли - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
2й ведущий:
Русь помнит те былые годы
Когда свой гибельный удар
Сын дикой степи и свободы
Бросал наш предок на татар
Когда от Дона до Урала
И вдоль днепровских берегов
Внезапной молнией сверкала
Казачья сабля меж врагов.
Атаман: Юные казачата!! К выносу юртового знамени стоять смирно!! Знамя вынести! (звучит казачий гимн)
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон
И послушно отозвался
На призыв свободы он!
Зеленеет степь родная
Золотятся волны нив
И с простора долетая
Вольный слышится призыв!
1й ведущий:
Давным - давно была война
Давным - давно прошла она
Для тех, кто жив, она была когда то
Но помним мы, как в пламя шли ...
И как страну для нас спасли
Солдаты. Солдаты. Солдаты.
Годы, сколько б ни шли
Вечно помнит родная страна
Всё, что сделали вы в этой войне
Трудной войне, страшной войне:
(Давным - давно была война:. стих. В.Гордеева)
2й ведущий: Свой праздник мы посвящаем российским воинам, казакам, защищавшим Родину в годы тяжёлых испытаний.
1й ведущий: Во время Отечественной войны 1812 года великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, обращаясь к своим солдатам, сказал: " В самых лютых бедствиях показываете вы непоколебимость своего духа ... Враг не мог и не может победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне". Слова эти как нельзя подходят к воинам Великой Отечественной войны.
2й ведущий: Начинаем смотр строевой подготовки
1 конкурс " ПАРАД".
(команды проходят строевым шагом с перестраиванием)
1й ведущий: Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. С детства казак приучался думать и чувствовать по военному.
2й ведущий: С ранних лет детей учили владеть саблей, луком, нагайкой. Игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Давайте и мы покажем свою физическую подготовку.
2 конкурс "СТРЕЛКИ". (одновременно 2 команды)
Инвентарь: 2 лука, 6 стрел, 6 кеглей, 3 мишени, 2 лошади (деревянные палки с лошадиной головой ) - по 3 участника.
Участники садятся на " лошадей", обегают змейкой 3 кегли. Стреляют из лука по мишени, возвращаются на лошади по прямой к месту старта. Передают "лошадь" следующему представителю команды. Первая пришедшая к финишу команда получает очко, за каждое попадание в мишень начисляется дополнительное очко.
(Приложение №1)
3 конкурс " ПУЛЕМЁТЧИКИ".
Инвентарь: 2 волокуши, 2 "пулемёта", 6 кеглей
(Волокуша: к куску плотной ткани (например брезента), на котором может свободно поместиться подросток, с двух сторон прикрепляются веревки, как в салазках)
Пулемёт (автомат) в данном случае играет роль шумового эффекта
(можно использовать жестяную банку, наполненную горохом)
Команды делятся на тройки (2 лошади и один пулеметчик). Двое участников везут третьего в волокуше, объезжая кегли змейкой, возвращаются к линии старта, передают эстафету. Оценивается общее время для прохождения дистанции.
(Приложение №2)
4 конкурс " ПЕРЕПРАВА".
Инвентарь: 4 обруча, 2 флага
По 2 человека от каждой команды, попеременно катят обручи (один участник катит 2 обруча), достигают флага, возвращаются бегом с обручами в руках.
5 конкурс " СКАЧКИ".
Инвентарь: 2 табуретки
Лошадьми в этой эстафете будут табуретки (или стулья). Всадник на старте должен оседлать табуретку, взяться за её края, вместо уздечки, и помогая себе ногами проделать путь от старта до финиша (назад возвращается с табуреткой в руках). Расстояние 5м.
6 конкурс "ДЗИГА".
Инвентарь: 2 нагайки, 4 горшка, тын
Участник должен сбить 2 горшка с тына с помощью нагайки (горшки сделаны из папье-маше)
7 конкурс. Конкурс капитанов "ПОЕДИНОК".
Инвентарь: 2 фуражки, 2 мундира, 2 сабли, 2 нагайки, 2 каната (для обозначения рва, шириной 1 м)
Снаряжение сложено на противоположной старту стороне. Задача капитанов - перенести его к линии старта, перепрыгивая через ров. Брать можно только одну вещь за ходку. Выигрывает тот, кто первым пройдёт всю дистанцию. Учитывается так же и то, как соревнующиеся преодолевают ров - т.е. качество прыжка.
1й ведущий:
Опять, как встарь, шумят майданы
Опять кипит державный круг
И грозный голос атамана
К себе приковывает слух.
2й ведущий:
Славный Тихий Дон в песнях казачьих воспет.
8 конкурс "ПЕСЕННЫЙ ДОН".
(домашнее задание)
Звучат песни в исполнении команд - участниц соревнований
2й ведущий:
Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
Там, где мы брали кровью, с бою
Противотанковые рвы
И ветры, обрызганы росою
Встают, качаясь из травы.
1й ведущий:
Где ночь от ярких молний слепла
Кипела в заводях вода
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города
И вот дорогою обратной
Непокоряемой вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек.
2й ведущий:
Он сделал всё, он тих и скоромен
Он мир от чёрной смерти спас
И мир, прекрасен и огромен
Его приветствует сейчас
А сзади тёмные могилы
Врагов на дальнем берегу-
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу
(Михаил Дудин " Победитель")
Минута молчания. Вручение цветов гостям - ветеранам, казакам.
Подведение итогов. Награждение команд победителей соревнований и викторины.
1й ведущий:
Разудалые казаки, одним словом - молодцы!
Расторопны и проворны, и послушны и покорны
Хоть они ещё юнцы!!
(торжественный вынос знамени)