Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки - всё для вас!
За работу, в добрый час!
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке письма нам с вами предстоит узнать что-то новое и закрепить те знания, которые мы уже знаем. А помогать нам в этом будет Весёлый Жук. <Рисунок 1>.
У нашего Весёлого Жука есть друг Цветочек. Но одна вредная гусеница <Рисунок 2 > оторвала все лепесточки у Цветочка <Рисунок 3 > , написала задания и разбросала. Давайте поможем Весёлому Жуку собрать лепестки, чтобы восстановить Цветочек. Вы готовы помогать Жуку? (ответ детей)
3. Актуализация опорных знаний.
- Тогда берём первый лепесточек, на нём написано задание: "Угадай букву".
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- О какой букве идёт речь? (ответ детей)
- А что, вы уже знаете об этой букве? (даётся характеристика звука)
- На какую букву похожа буква ж? (ответ учащихся)
Практическая работа.
- Давайте вспомним, как можно без карандаша и ручки написать на листке букву х? (раздача листочков в форме квадрата; сложение квадрата по диагонали)
- А кто может сейчас букву х превратить в букву ж?
- Покажите, как вы превратите? (складывают квадрат посередине)
Молодцы.
- А писать букву ж умеете?
- Откройте прописи на с. 19
- Я тетрадочку открою
И, как надо, положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Пропишите на первой строчке букву х и ж.
4. Изучение нового материала.
- Один лепесточек мы прикрепили, берём второй: "Большая буква Ж И Х".
- Ребята, скажите а зачем нам уметь писать большие (заглавные) буквы Х и Ж?
- Давайте сравним строчные и заглавные буквы х и ж. Что можем сказать?
- В прописях обведите заглавные буквы Х и Ж, а дальше допишите сами до конца строчки. - - Прочитайте слова, начинающиеся с буквы Х.
- Что это такое? (города)
- Почему написаны с большой буквы?
- Запишите их, заглавную букву подчеркните.
- Прочитайте слова на второй строчке. Что это за слова? (город и имя)
- Кто знает, чем славен город Жостово? (показ подноса) <Рисунок 4 >
- Запишите эти слова, подчеркните букву.
- Второй лепесточек прикрепили. Берём третий лепесток: "Отдохни с Жуком"
Физминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (руками и телом двигаются)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (наклоны в стороны)
Низко-низко наклоняюсь.(наклон вперёд)
- Третий лепесточек прикрепляем. Интересно, а что написано на четвёртом лепесточке? "Буквы ж и ш".
- Почему эти две буквы вместе? (парные согласные)
- Почему они ходят парами? (слышим один звук, а пишем другую букву)
- Как узнать, какую букву написать в этих словах?
гара. опу.ка ё. кни.ка кры.ка
- В прописях найдите двух звуковичков. Давайте прочитаем слова, подчеркнём опасные места, а рядом напишем проверочные слова.
- Молодцы. Мы с вами прикрепили уже четвертый лепесточек. Осталось ещё два лепестка и друг Весёлого Жука Цветочек будет собран.
- Берём 5 лепесток и читаем задание: "Слова с жи-ши"
- Что это такое слова с жи и ши?
- Буквы ж и ш - капризные, ленивые, обозначают только один звук. Они поссорились с гласной ы. После их ссоры буква ы отказалась стоять после "ж" и "ш". Даже придумали такой стишок:
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши.
В прописях напишем слова, в которых будут эти сочетания, и подчеркнём их.
5. Закрепление пройденного материала.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам следующее задание.
Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. <Рисунок 5 >. Работать будете в парах . По окончании работы узнаем, какая пара у нас внимательная. Вам надо как можно больше составить и записать слов с этими сочетаниями. Закончите писать, когда закончится музыка. Приступили. (музыка длится не более 2 минут)
- Давайте проверим, у кого, сколько получилось слов. Молодцы. Прикрепляем пятый лепесток. Остался последний - шестой. На нём написано - "Проверь себя".
- У каждого есть листочек на парте, на этом листе записаны слова, но в некоторых словах есть ошибки. Вы должны найти и исправить эти ошибки. (каждому ученику выдаются по 5 слов на орфограмму "Гласные после шипящих ж и ш").
- Молодцы. Я потом проверю ваши слова. Надеюсь, что в них будут исправлены все ошибки.
6. Рефлексия.
- Вот мы и помогли Весёлому Жуку собрать его друга Цветочка. Им опять будет вместе очень весело.
- А кто помогал собирать Цветочек?
- Что мы для этого делали?
- Какие задания мы выполняли?
- Вам понравилось помогать Жуку?
- За то, что мы помогли собрать Цветочек, он хочет вас отблагодарить. <Рисунок 6 >
МОЛОДЦЫ, хорошо потрудились!
Все сегодня отличились! Всем спасибо!