Заглавные буквы Х и Ж

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки - всё для вас!
За работу, в добрый час!

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке письма нам с вами предстоит узнать что-то новое и закрепить те знания, которые мы уже знаем. А помогать нам в этом будет Весёлый Жук. <Рисунок 1>.

У нашего Весёлого Жука есть друг Цветочек. Но одна вредная гусеница <Рисунок 2 > оторвала все лепесточки у Цветочка <Рисунок 3 > , написала задания и разбросала. Давайте поможем Весёлому Жуку собрать лепестки, чтобы восстановить Цветочек. Вы готовы помогать Жуку? (ответ детей)

3. Актуализация опорных знаний.

- Тогда берём первый лепесточек, на нём написано задание: "Угадай букву".

Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

- О какой букве идёт речь? (ответ детей)

- А что, вы уже знаете об этой букве? (даётся характеристика звука)

- На какую букву похожа буква ж? (ответ учащихся)

Практическая работа.

- Давайте вспомним, как можно без карандаша и ручки написать на листке букву х? (раздача листочков в форме квадрата; сложение квадрата по диагонали)

- А кто может сейчас букву х превратить в букву ж?

- Покажите, как вы превратите? (складывают квадрат посередине)

Молодцы.

- А писать букву ж умеете?

- Откройте прописи на с. 19

- Я тетрадочку открою
И, как надо, положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Пропишите на первой строчке букву х и ж.

4. Изучение нового материала.

- Один лепесточек мы прикрепили, берём второй: "Большая буква Ж И Х".

- Ребята, скажите а зачем нам уметь писать большие (заглавные) буквы Х и Ж?

- Давайте сравним строчные и заглавные буквы х и ж. Что можем сказать?

- В прописях обведите заглавные буквы Х и Ж, а дальше допишите сами до конца строчки. - - Прочитайте слова, начинающиеся с буквы Х.

- Что это такое? (города)

- Почему написаны с большой буквы?

- Запишите их, заглавную букву подчеркните.

- Прочитайте слова на второй строчке. Что это за слова? (город и имя)

- Кто знает, чем славен город Жостово? (показ подноса) <Рисунок 4 >

- Запишите эти слова, подчеркните букву.

- Второй лепесточек прикрепили. Берём третий лепесток: "Отдохни с Жуком"

Физминутка

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (руками и телом двигаются)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (наклоны в стороны)
Низко-низко наклоняюсь.(наклон вперёд)

- Третий лепесточек прикрепляем. Интересно, а что написано на четвёртом лепесточке? "Буквы ж и ш".

- Почему эти две буквы вместе? (парные согласные)

- Почему они ходят парами? (слышим один звук, а пишем другую букву)

- Как узнать, какую букву написать в этих словах?

гара. опу.ка ё. кни.ка кры.ка

- В прописях найдите двух звуковичков. Давайте прочитаем слова, подчеркнём опасные места, а рядом напишем проверочные слова.

- Молодцы. Мы с вами прикрепили уже четвертый лепесточек. Осталось ещё два лепестка и друг Весёлого Жука Цветочек будет собран.

- Берём 5 лепесток и читаем задание: "Слова с жи-ши"

- Что это такое слова с жи и ши?

- Буквы ж и ш - капризные, ленивые, обозначают только один звук. Они поссорились с гласной ы. После их ссоры буква ы отказалась стоять после "ж" и "ш". Даже придумали такой стишок:

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши.

В прописях напишем слова, в которых будут эти сочетания, и подчеркнём их.

5. Закрепление пройденного материала.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. <Рисунок 5 >. Работать будете в парах . По окончании работы узнаем, какая пара у нас внимательная. Вам надо как можно больше составить и записать слов с этими сочетаниями. Закончите писать, когда закончится музыка. Приступили. (музыка длится не более 2 минут)

- Давайте проверим, у кого, сколько получилось слов. Молодцы. Прикрепляем пятый лепесток. Остался последний - шестой. На нём написано - "Проверь себя".

- У каждого есть листочек на парте, на этом листе записаны слова, но в некоторых словах есть ошибки. Вы должны найти и исправить эти ошибки. (каждому ученику выдаются по 5 слов на орфограмму "Гласные после шипящих ж и ш").

- Молодцы. Я потом проверю ваши слова. Надеюсь, что в них будут исправлены все ошибки.

6. Рефлексия.

- Вот мы и помогли Весёлому Жуку собрать его друга Цветочка. Им опять будет вместе очень весело.

- А кто помогал собирать Цветочек?

- Что мы для этого делали?

- Какие задания мы выполняли?

- Вам понравилось помогать Жуку?

- За то, что мы помогли собрать Цветочек, он хочет вас отблагодарить. <Рисунок 6 >

МОЛОДЦЫ, хорошо потрудились!

Все сегодня отличились! Всем спасибо!