Пояснительная записка
Социально-экономические переустройства общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.
Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.
Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.
Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б.Г.Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с.13].
Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.
С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.
Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.
В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. В настоящее время специалисты утверждают, что даже несколько месяцев лишения любви и общения с ребёнком наносят непоправимый ущерб его умственному, нравственному и эмоциональному развитию, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно влияют на физическое и психологическое здоровье. Без родительской любви, ребенок даже при живых отце и матери – сирота, поэтому ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочетковой: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без неё весь мир бледнеет, и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка" [Педагогика межнационального общения. http://spb-tei.ru/referats/1338-pedagogika-mezhnac.obshhenija..html].
Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.
Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.
Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.
Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.
Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.
Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Таким образом, привлечение семьи к деятельности образовательного учреждения и взаимодействие родителей и педагогов позволяет организовать и направить учебно-воспитательный процесс с учётом основных положений закона “Об образовании" [Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1].
Цель: Создание условий для формирования субъектной позиции родителей.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний.
- Создать условия для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия
- Развивать способность принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания.
- Помочь родителям найти среди членов клуба единомышленников, оказать психологическую поддержку в воспитании и развитии ребёнка.
- Создание партнерских отношений педагоги-родители– воспитанники Центра.
Организация и содержание деятельности. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе” рассчитана на 2 года для родителей детей дошкольного возраста, занимающихся в студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в студиях.
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей, посещающих студии. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.
В программе психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе - мы рядом” сочетаются 2 направления деятельности педагога-психолога:
- Организация и проведение занятий с родителями и детьми в рамках родительского клуба.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Данные направления взаимодействия с родителями могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Продолжительность каждого мероприятия – 1–1,5 часа в зависимости от формы проведения занятия. Занятия проводятся 2-4 раза в месяц (дополнительно могут проводиться по запросу педагогов или родителей). Группы открыты для новых участников на протяжении всего года. В работе групп участвуют все желающие участники образовательного процесса.
В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы родительского клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.
Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем Центре организована специальная работы педагогов и родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба, в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы и другие традиционные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.
Педагогами и психологами Центра проводятся открытые и совместные занятия родителей и воспитанников кружков и секций, внеклассные досуговые мероприятия. Для определения собственной проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.
Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.
Прогнозируемые результаты. В программе психолого-педагогического сопровождения семьи построение деятельности опирается на общие критерии эффективности воспитания дошкольников в семье:
- Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
- Осознание родителями социальной ответственности.
- Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом центра.
- Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
- Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.
На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.
Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.
Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.
Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.
Соответственно уровням выделяются три группы родителей:
- Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.
- Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.
- Родители третьей группы встречаются с трудностями при выполнении родительских обязанностей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, педагогов по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых, строиться психолого-педагогическое сопровождение родителей этого уровня.
I. Организационно-деятельностная карта
II. Учебно-тематический план
III. Учебно-методическое обеспечение
Условия реализации программы.
а). Материально- технические условия.
- Наличие помещения, предназначенного для лекционных, тренинговых и релаксационных занятий, в соответствии с требованиями к естественному и искусственному освещению, к воздушно-тепловому и температурному режиму.
- Наличие удобных рабочих столов и стульев.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
б). Организационные условия.
Наполняемость групп:
- 1 год занятий – 8–10 человек;
- 2 год занятий – 8–10 человек (для совместных занятий детей и родителей – не более 10 пар).
Количество часов занятий в год:
Групповых занятий:
- 1 год – 64 занятия;
- 2 год – 64 занятия.
Список литературы
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2008. – 144с.
- Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Мелентьева Е.В. Авторская программа родительского клуба-лектория “Уроки психологии”. М., “Первое сентября”, 2010.
- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., 2002. – 224с.
- Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207с. – с.122 – 148.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-на –Дону. 2007. – 208с.
- Милкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детства. М., 2004. – 384с.
- Лапаева Н.В. Программа-проект “Семья”. М., “Первое сентября”, 2003-2010.
- Вервекина Ю.Г. Родительский клуб “Мы вместе”. Ростов-на-Дону, http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/1300.html.