Урок литературного чтения в 1-м классе "Знакомство с буквой Ж и звуком [ж]. Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли"

Разделы: Начальная школа


Тема: знакомство с буквой Ж и звуком [ж]. Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.

Цели:

  • образовательная: знакомство с твёрдым согласным звуком [ж] и буквой Ж;
  • развивающая: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, технику чтения, фонематический слух, навыки беглого выразительного чтения;
  • воспитательная: формировать коммуникативную культуру, воспитывать интерес и желание читать, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, доброе отношение к животным.

Оборудование:

  • учебник “Азбука”, 1 класс, О. В. Джежелей;
  • сказочный герой Буратино;
  • зимний лес;
  • лесная школа;
  • жук, медведь, лиса, белка, заяц;
  • буква Ж, слоги;
  • таблица ЖИ и ШИ – ПИШИ С БУКВОЙ И;
  • снежки;
  • солнышко, тучки;
  • тетрадь Е. Бортниковой.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята! У нас сегодня необычный урок чтения. В классе присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
– Садитесь.

Каждый день всегда везде –
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Сообщение темы

– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым звуком. А с каким, вы сейчас догадаетесь. К нам пришёл старый знакомый Буратино и принёс интересное объявление. Давайте его прочитаем: “Открывается Лесная школа для животных”.

Давайте отгадаем, какие лесные жители посещают эту школу?

– Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь.
Кто же я? Скажи ... (Медведь). Слайд 1. см. Приложение 1

– Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто ж это? (Лиса). Слайд 2.

– Угадайте, что за шапка:
Меха белого охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц). Слайд 3.

– Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка). Слайд 4.

– Правильно ли мы отгадали? Смотрим на доску. (Да).
– А вы хотите поучиться в такой школе? (Да).
– Ребята! А какое сейчас время года? (Зима).
– Как вы догадались? (Снег, морозы, солнце не греет, люди тепло одеты...).
– Мы сейчас с вами отправляемся в сказочный зимний лес. Вы заметили, в сказочный зимний лес. А если сказочный, значит нас ждут там какие – то неожиданности.
– Посмотрите, какой красивый лес перед нами. И кто же нам первым встречается на пути? (Жук). Слайд 6.

III. Работа над новой темой

1. Организация игры.

Послал Буратино жука сообщить всем лесным жителям о том, что открывается школа для животных. Жук летит и рассказывает.

– Как он говорит, какой звук он произносит, когда летит? ([ж])
– Давайте поможем жуку сообщить эту новость. (ж – ж – ж – ж)

Закроем ушки и произнесём слово жук. Какой первый звук мы слышим? ([ж])

– Правильно.
– Какой это звук? (Согласный)
– Почему? (Потому что он встречает во рту преграду и не поётся)
– Молодцы!
– Звонкий или глухой? (Звонкий)
– Как он произносится в этом слове, твёрдо или мягко? (Твёрдо)
– Итак. Какой новый звук мы сегодня узнали? ([ж])
– Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твёрдый) Слайд 7.

2. Проведение игры.

Буратино приготовил задания для учеников Лесной школы. И мы вместе с ними будем их выполнять. Слайд 8.

– Рассказывал звук [ж] такую историю. В стране Жужжандия жил – был звук [ж]. Жужжал, жужжал звук [ж], скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Да)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их. (а, о, у, ы, э, и)

Вспомним, какие мы знаем гласные буквы.

Десять гласных есть на свете
Мы запомнить их должны:
Я, е, ю, ё, и, а, о, у, э
И конечно буква ы.

– Молодцы!
– В сказочном лесу мы поиграем в снежки.

Наберём в ладошки снег,
Слепим мы комочки.
Поиграем мы в снежки
В сказочном лесочке.

– Я сейчас буду “бросать” вам звук [ж] и какой – то гласный звук, а вы мне в ответ “бросайте” слоги. Например, звук [ж] и звук [а]. Какой слог получился? (жа)

Звук [ж] и звук [у] (Жу)
Звук [ж] и звук [о] (Жо)
Звук [ж] и звук [и] (Жи)
Звук [ж] и звук [е] (Же)

– Молодцы!
– Прочитайте получившиеся слоги с доски хором.
– Ребята! А с каким гласным звуком звук [ж] не подружился? (Со звуком [ы])
Да, звук [ж] и звук [ы] не дружат между собой, поэтому ЖИ всегда пиши с буквой И.
Звук [ж] очень хитрый, он стал прятаться в словах. Я буду называть слова. Если вы услышите звук [ж], хлопайте в ладошки, а если нет звука, то прячьте руки за спину: ужи, стрижи, булка, ежи, домик, жаба, лыжи, ежевика, лампа, журнал.
Молодцы!

Прятался, прятался звук [ж] и спрятался в букве. И стали эту букву называть Ж. Вот она перед вами. Слайд 9.
Поселим её в домик.

– Ребята! Про букву Ж есть стихотворение. Его написал С. Я. Маршак. Давайте его выучим. Слайд 10.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жку,
Издаёт жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж.

– Молодцы! Вот какие чистоговорки сочинил звук [ж]. Прочитайте с доски.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
            Повтори, Серёжа.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
            Повтори, Юра.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
            Повтори, Кристина.
Же-же-же – снег прошёл уже.
            Повтори, Даша.
Жо-жо-жо – снежок, творожок, лужок.
            Повтори, Армен.

Молодцы!

Работа в тетради Е. Бортниковой.

– Открываем тетрадь по чтению Е. Бортниковой на странице 10.
– Кто нарисован на картинке? (Жук)
– Назовите все буквы в слове ЖУК. ([жук])
– Сколько звуков вы назвали? (3)
– Давайте на доске из звуковичков составим это слово.
– Молодцы!
– Нарисуйте рядом с картинкой домик для этого слова. Закрасьте квартирки для каждого звука нужным цветом. Какой буквой обозначается твёрдый согласный звук [ж]? А сейчас напечатаем букву Ж и слоги:

Ж
ЖА
ЖО

– Молодцы! Хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём. Слайд 12.

Медвежата в лесу жили,
Головой своей кружили.
Вот так, вот так,
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили, вот так и вот так,
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так и вот так,
Дружно лапы поднимали.

4. Работа по учебнику.

а) Чтение слов перед рамкой по “цепочке”.
б) Чтение слов в рамке по “цепочке”.

– На какие группы можно разделить этих животных? (Птицы, насекомые, рыбы, звери) Слайд 13.
– Как нужно относится к этим животным?

в) Чтение скороговорки и её заучивание.

– Прочитаем предложение после рамки.
– Что мы прочитали? (Скороговорку)

(1 раз читают медленно,
2 раз – побыстрее,
3 раз – очень быстро).

г) Определение границ предложения.

– Как одно предложение отделяется от другого на письме? (. ! ?)

Прочитайте предложения про себя и посчитайте их.

– О чём вы узнали из этого рассказа?

д) Чтение рассказа уч – ся “по цепочке”.

“Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за деревья в нашем лесу.
Но больше всего беспокойно за птиц ...” Слайд 14.

– Кто так может говорить? (Человек)
– А какой человек? (Неравнодушный, любящий природу)
Как можно помочь птицам зимой?
– Каких зимующих птиц вы знаете?

Посмотрите, есть ли у нас в лесу такие птицы? Если есть, то покажите и назовите их.
Многие писатели, поэты в своих рассказах, стихах обращали внимание на то, что зимой бывает птицам очень трудно.
Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. П. Бауловой “Зимушка во дворе”. (Читают трое учащихся)

Весело ребятам
Во дворе
Но голодно пернатым
В январе.

От беды
Нам нужно
Птиц спасти
Им кормушки дружно
Припасти.

Зёрен в них и сала
Положить,
Чтобы птицам стало
Легче жить.

– О чём нас просит автор?
– А вы сделали кормушки для птиц?
– Молодцы!
– А какие птицы прилетали к вашей кормушке? Как они вели себя?
– Люди, которые внимательно наблюдают за природой замечали, что в разное время птицы ведут себя по – разному. Давайте прочитаем об этом на странице 35.
– Какие птицы прилетают к кормушке?
– Как выглядят воробьи, когда на дворе тепло? Найдите эти слова и зачитайте их.
– Как выглядят они, если на улице сильный мороз?
– Молодцы!

IV. Итог урока

– Как вы думаете, понравилось животным учиться в Лесной школе?
– А вам?
– Но пришло время возвращаться из леса.
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Дайте характеристику звуку [ж].
– Какое правило вы запомнили?
– Что понравилось на уроке?
– Буратино, мы будем очень рады тебя видеть на наших занятиях.

V. Рефлексия.

– Каким для вас было занятие?
– Выберите слово. Давайте зачитаем их.

интересным
познавательным
увлекательным
трудным

– Вы хорошо поработали. Если вам на уроке всё было понятно, вы запомнили новую букву, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что – то было непонятно – рисунок тучки.

– Урок окончен, всем спасибо! Отдыхайте!