“Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу, то счастье вас
тыщет” |
Одним из важнейших направлений работы психолога является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.
Профессиональное самоопределение – это одна из актуальных проблем в воспитании подростков Центра “МОСТ”. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения воспитанников имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Причинами является нежелание учиться в профессиональном училище, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.
Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в детских учреждениях интернатного типа. Работа эта должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Выпускники склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. Роль педагога в организации этой деятельности огромна, именно социальный педагог, психолог и воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей.
Основная цель сопровождения: содействие принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Основная задача сопровождения: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; правилами выбора и способами получения профессии.
Профориентационная работа проводится в следующих направлениях: профпросвещение, профдиагностика, профпробы, экскурсии, профконсультации (индивидуальные и групповые), классные часы, часы общения в группах.
Для психолого-педагогического сопровождения воспитанников 8–9-го класса был разработан курс занятий по профориентации “Основы выбора профессии”.
Главной целью курса является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков самодиагностики и профессионального выбора, развитие социальной компетенции.
Задачи программы:
- познакомить с основами выбора профессии;
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
- познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием;
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психологические методы исследования качеств личности;
- методы социально- психологического тренинга, методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования, мозговой штурм.
Методики:
- “Определение типа будущей профессии” (методика Е.А.Климова)
- “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А. Голомштока)
- “Тип мышления” (методика в модификации Г. Резапкиной)
- Методика “Мое здоровье” (см. Приложение 1)
Методический материал для воспитанников:
Подготовка и раздача профориентационных буклетов
“Дорога, которую выбираешь ты” (см. Приложение
2),
“Как не утонуть в “море” профессий” (см. Приложение 3),
“Типы профессий” (см. Приложение
4)
Диагностическая карта №1 заполняется
воспитанниками во время занятий (см. Приложение
5)
Индивидуальная диагностическая карта №2
заполняется психологом или социальным педагогом
после проведенных занятий. (см. Приложение
6)
Целевая группа: подростки 8 и 9 класса.
Количество участников: 10–15 человек.
Требования к помещению: занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.
Организация занятий: 5 занятий, продолжительность каждого занятия — один академический час.
Тематический план проведения профориентационных занятий
Тема занятия Количество часов 1. Определение типа будущей профессии 1 2. Интересы и склонности в выборе профессии 1 3. Профессия и здоровье 1 4. Ошибки в выборе профессии 1 5. Итоговое занятие Мой выбор
1 Всего 5
Занятия по профориентации “Основы выбора профессии”. Приложение7.
Презентация проекта “Моя будущая профессия”. Приложение 8.
Список литературы
- Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.
- Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1-2. СПБ.: Речь, 2005
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.1991.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: Вако, 2005.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. “Генезис” -2006.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. М. “Генезис” -2006 г.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
- Резапкина Г. В. “Отбор в профильные классы”.- М.: Генезис, 2005
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М. 2003.
- Система воспитательной работы по подготовке детей к профессиональному самоопределению.(из опыта работы) Под редакцией Максимовой Н.М., Вологда – 2003.
- Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Владос – пресс, 2001.
- Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur
- Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов http://azps.ru/training/2/trn158.html
Фотографии