Цель: развивать интерес у детей к событиям, которые происходили в нашей стране.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление о том, что Россия – большая, огромная страна, где много городов, есть моря, озера, реки горы и леса.
- Учить детей задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте или событии.
- Расширять знания детей о государственных праздниках.
- Учит ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения после прослушивания музыкальных произведений.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам.
- Развивать интерес у детей к событиям, которые происходили в нашей стране.
- Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
- Воспитывать уважение к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.
- Воспитывать чувство коллективизма при совместной подготовки к празднику.
Предварительная работа: привлечение детей к активному участию в подготовке к празднику: изготовление поделок для макета панорамных действий, рассматривание иллюстраций на военную тему, рисование рисунков с руководителем по ИЗО, чтение произведений о войне и подвигах русских солдат, разучивание и пение военных песен на музыкальных занятиях, экскурсия к мемориалу славы.
Словарная работа: пилотка, противотанковые ежи, граница, пехота, окопы, шлем, фляжка, блиндаж, порабощение; фашисты, свастика.
Учебный материал: карта, макет панорамы военных действий во время ВОВ, вещи времени войны: пилотка, котелок, солдатский ремень, медали, шлем танкиста, фляжка, иллюстрации о ВОВ.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей подойти к панораме военных действий. (звучит песня “Вставай страна огромная…)
Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу вам о том, что случилось давно, когда ни вас, ни меня еще не было. До сих пор люди не могут забыть о той страшной беде.
Мирно жили советские люди: взрослые работали, дети ходили в детские сады и учились. И вот теплым летним утром, в четыре часа утра началась война.
Воспитатель: Без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу Родину. Немецкие войска перешли наши границы, и сотни вражеских самолетов полетели бомбить наши города и села. Фашисты хотели завоевать наши земли и поработить наш народ. Миллионы вооруженных вражеских солдат пошли по нашей земле. На своем пути они сжигали целые села и города, убивали женщин и детей (рассказ сопровождается рассматриванием иллюстраций).
К началу войны в нашей стране было мало военной техники и оружия, и наша Армия не смогла сразу дать отпор фашистским захватчикам. Мы не готовились к войне, и не хотели ни с кем воевать. По всей стране началось переоборудование заводов, на которых стали делать самолеты, танки, пушки, оружие, патроны и снаряды. Рабочие, а это были в основном женщины, подростки и старики, работали на этих заводах. Не уходя домой спали прямо у станков всего по нескольку часов. Кроме войны в страну пришел и голод. Фашисты сжигали поля с рожью и пшеницей, поэтому не из чего было делать хлеб. Те малые крохи, которые удавалось сохранить с полей, не могли прокормить много народа. Мирные жители отдавали все на фронт-солдатам. Им нужны были силы, чтобы гнать врага с нашей земли.
Воспитатель: А теперь посмотрите на панораму военных действий. Чем отличаются наши солдаты от немецких? (Ответы детей.)
Воспитатель (указывая на противотанковые ежи): Как вы думаете, а что это такое?
Дети: Противотанковые ежи.
Воспитатель: Кто из вас знает, для чего их ставили? (Ответы детей.)
Воспитатель: Во время военных действий солдаты получали ранения. Как вы думаете, кто оказывал им помощь?
Дети: Медицинские сестры.
Воспитатель: Солдаты ласково называли медсестер – “сестричка”.
Физкультминутка:
На горах высоких, Поднимаем руки вверх. На степном просторе Руки перед собой, ладонями вверх, разводим в стороны. Охраняет нашу Родину солдат, Ходьба на месте. Он взлетает в небо, Изображают самолеты. Он уходит в море, Туловище наклонили вперед и движение руками, как при плавании. Не страшны защитнику Ходьба на месте. Дождь и снегопад!
Шелестят березы,Руки подняты над головой, наклоны влево и право. Распевают птицы, Присели, руки вниз, и медленно поднимаются. Подрастают дети
У родной страны.Скоро я в дозоре
Встану на границе,Встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног. Чтобы только мирные Поднять руки вверх (протягивая к солнцу). Снились людям сны.
Далее рассматриваются солдаты немецкой фашистской армии.
Воспитатель: Они готовились к войне, хотя и заключили с нашей страной мирный договор. Фашистские солдаты были хорошо подготовлены и обучены военному делу. Они внезапно напали на нашу страну.
Война была долгой. Шла она четыре года. Это - четыре зимы, четыре весны, четыре лета и четыре осени. За эти годы наша армия укрепилась: выросло количество самолетов, танков, оружия, боеприпасов. Появилась ракетная установка, которую назвали “Катюша”. Фашисты о ней говорили так: “Кто видел “Катюшу” - ослеп, кто слышал “Катюшу” - оглох, а кто воевал с “Катюшей” - от того ничего не осталось. А еще нашим солдатам помогала гнать врага вера в справедливость. Ведь мы защищали свою Родину. Помогали песни, которые солдаты пели в окопах и блиндажах (звучат песни “Катюша”, “Бьется в тесной печурке огонь”). (Проводится анализ услышанных песен). Эти песни писали поэты и композиторы, чтобы поддержать дух в наших бойцах. И вот наши советские солдаты стали гнать фашистов с нашей земли.
Самый главный город у немцев – Берлин. И есть в Берлине большое здание – Рейхстаг, в нем работало немецко-фашистское правительство. Наша Армия дошла до самого Берлина. Наши солдаты забрались на крышу этого здания и сбросили фашистский флаг. Поставили наш красный флаг – флаг страны-освободителя! (звучит песня “День Победы”) - провести сравнительный анализ песен “Вставай страна огромная…” и “День Победы”.
Воспитатель: За свои подвиги, во время ВОВ, советские солдаты получили от нашего правительства медали и ордена. Тогда они были молодые и полные сил для восстановления страны после разрушительной войны. А сейчас это пожилые люди, но каждый год, в День Победы, 9 мая они с гордость надевают свои награды. Сейчас их называют ветеранами Великой Отечественной войны. А тех, кому не довелось дожить до Дня Победы, помнят и чтят, возлагая венки и цветы к памятникам.
Далее дети вместе с воспитателем переходят к
рассматриванию мини-музея. В нем находятся
предметы, которые всегда были с нашими солдатами.
После рассматривания военной атрибутики,
предложить детям изготовить “карту наступления
советских войск”.
Воспитатель: “Дети, давайте попробуем сделать карту, на которой изобразим наступление наших войск. У меня есть бумажные заготовки танков, машин, пушек, солдат. Предлагаю разделиться на две команды: одна будет приклеивать советскую технику и солдат, а другая – фашистскую. На карте советские войска наступают, значит, вся техника и солдаты – наши и фашистские, будут повернуты в одну сторону. Давайте приступать.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9