При изучении программы Excel сталкиваешься с тем, что необходимо отработать навыки работы с вложенными функциями. Когда учащиеся идут в ВУЗы, им недостаточно того минимального набора знаний, предусмотренного основной программой, поэтому в 10 математическом классе у нас идет углубленный курс изучения Excel. Функция – это специальная, заранее подготовленная формула, которая выполняет операции над заданными значениями и возвращает результат. Значение, над которыми функция выполняет операции, является аргументом. В качестве аргументов могут выступать числа, текст, логические значения или ссылки. Так же аргументы могут быть представлены константами или формулами. Формулы в свою очередь могут содержать другие функции, т.е. аргументы могут быть представлены функциями. Функция, которая используется в качестве аргумента, является вложенной функцией.
Математические, логические и текстовые функции я изучаю следующим образом: сначала объясняю способ вложения функции в другие функции. Рассматриваем ограничение по использованию аргументов отдельных математических функций, возможность максимального вложения в формуле до 7 функций. А далее идет самостоятельная работа учащихся. У каждого учащегося на столе лист с несколькими вариантами заданий. Одновременно все делают разные задания, а затем смещаются вкруговую по номеру задания. Таким образом, исключается списывание у соседа, но за урок каждый сделает все задания, отработав навык работы с функциями. У меня на столе лежат варианты ответов на каждое задание, поэтому учащиеся могут быстро проверить правильность введения формул. Я предлагаю следующие задания:
Логические функции
Задание 1
Составить прототип игры «Угадай число» в диапазоне от 10 до 20, используя функции ЕСЛИ и И. Расширьте диапазон до 50. В качестве ключевых слов используйте МАЛО, УГАДАЛ, МНОГО.
Задание 2
Используя логические функции ЕСЛИ и И построить таблицу значений температуры воздуха, и в зависимости от значений вывести надписи ЖАРКО, ТЕПЛО, ПРОХЛАДНО, ХОЛОДНО. Диапазон значений выбрать от +40 до +20, от +19 до +6, от +5 до -5, от -6 до -20.
Задание 3
Используя функцию ЕСЛИ рассчитать остаток денег семьи после покупок в 1000, 5000, 25000, 30000 тенге. Первоначальный бюджет равен 27000 тенге. В соответствии со значениями расходов вывести надписи ЕЩЕ ПОШИКУЕМ, ДО КОНЦА МЕСЯЦА ДОТЯНЕМ, ХВАТИТ ТОЛЬКО НА ХЛЕБ, ДЕНЕГ НЕ ХВАТИТ.
Задание 4
С помощью логических функций ЕСЛИ и ИЛИ проверьте, входят ли значения аргумента х = 5, -2, 0, 1, 2 в область определения функции У = ( 3х+6)/(х-1). В качестве ключевых слов используйте ВХОДИТ В ООФ, НЕ ВХОДИТ В ООФ.
Задание 5
Проверьте свое физическое состояние после измерения температуры. В соответствии со значениями до 37°, 37°, >37°, вывести надписи Я ЗДОРОВ, Я ПРИБОЛЕЛ, Я БОЛЕН.
Задание 6
С помощью логических функций проверьте срок хранения продукта в зависимости от температуры: 0-10°, 11-20°, от 21° и выше. Выведите соответствующие надписи: 1 МЕСЯЦ, 15 СУТОК, НЕ БОЛЕЕ СУТОК.
Задание 7
Выясните, к какому типу гор относятся возвышенности в 123, 456, 549, 1058, 2495 м, гора Белуха – 4506 м над уровнем океана, если учесть, что более 2000 м –ВЫСОКИЕ ГОРЫ, от 800 до 2000 м – СРЕДНЕВЫСОТНЫЕ ГОРЫ, от 500 до 800 м – НИЗКИЕ ГОРЫ, от 200 до 500 м – ВОЗВЫШЕННЫЕ НИЗМЕННОСТИ, до 200 м – НИЗМЕННОСТИ.
Задание 8
Выяснить, к какой эре относятся периоды существования Земли – 7, 78, 120, 375, 600, 3200 млн. лет, если учесть, что Архейский период – 2700-3800, Протерозойская – 570-2700, Палеозойская эра - 185-570 , Мезозойская эра – 70-185 , Кайнозойская эра – 0 -70 млн. лет.
Математические функции.
С помощью функций вычислите значения формул при различных значениях аргумента.
Задание 1
4sin3x + 4sin2x
-p/2 + √((р/2)2 + 2)
Задание 2
(х + 6)(3х + х7)
2ln(y + √(y2 + 4)
Задание 3
√(12х3 + tgП)
log6х – (5х + 13,6)3 +3/8
Задание 4
х + 7/8 – √sin П
(а5 + 7а)(а – 1)3
Задание 5
P1/2 + (р – 56)(р + arctg 12)
√(f 3 – 15) * (f + 6)5
Задание 6
-3 cos x + x / √(x+1)
Вычислите значение выражения (0,265*58)2 – 98,3598. Округлите получившееся
число с точностью до 2 знаков.
Задание 7
Вычислите значение выражения 25,58 + √47,589*4,23. Округлите получившееся
число до ближайшего меньшего целого.
(16х / (х2 –16))2 + sin x
Задание 8
Найти значение выражения 15*36,25 +21,3^3и вычислить остаток от деления этого
числа на 5.
(а + 4)2*( sin2x – 1,54)
Текстовые функции
При изучении текстовых функций сталкиваешься с удивлением учащихся, т.к. они привыкли в Excel работать с числами. Изучение этих функций учащиеся выполняют самостоятельно, поэтому сначала идут задания с подробным объяснением работы, а затем задания для самостоятельной работы.
- Расположите в ячейках А1, В1, С1 соответственно тексты: МУ, КОШКА, РОВ.
- Скопируйте эти значения вниз на 5 строк.
- Поместите курсор в ячейку D1. В текстовых функциях выберите ПОВТОР, установите – 3 раза для ячейки А1.
- Теперь получим из двух слов новое. Поместите курсор в ячейку D2. В текстовых функциях выберите ЗАМЕНИТЬ. Старый текст – В2, начальная позиция – 3, число знаков – 1 (сколько знаков будут заменены), новый текст – С2 (может быть слово).
- Поместите курсор в ячейку D3. Выберите функцию СЦЕПИТЬ. Текст 1 – А3, текст 2 – В3.
- Заменим слово «ров» на «рога». Поместите курсор в ячейку D4. Выберите функцию ЗАМЕНИТЬ. Текст – С4, старый текст – «в», новый текст – «га».
- Теперь выберем нужное количество букв из слова. Поместите курсор в ячейку D5. Выберите функцию ПСТР. Текст – D2, начальная позиция – 3, количество знаков – 5.
Задание для самостоятельной работы.
- Из слов ДЕНЬГИ, МАНИ, ТАНЬГА с помощью текстовых функций составьте слова МАГИ, ДЕНЬГА, ГА-ГИ, МАНИМАНИ.
- Из слова ВЕРТУШКА, ВЖИК и ЛЕТАЕТ получить слова ВЕРТОЛЕТ, ВЖИКВЖИК, ЛЕТУШКА.
Далее можно дать волю фантазии: из различных ячеек выбрать слова и составить свои Ф.И.О., фамилию с инициалами, самостоятельно должны подобрать формулы и выполнить подсчет символов в своей фамилии, поменять символы на строчные, найти номер позиции символа, вырезать символы справа или слева, проверить совпадение символов в 2-х разных ячейках. Обязательно даю пример с трехзначным числом, в котором необходимо поменять местами цифры. Сначала решаем его через изученные математические функции (получается примерно так: ОСТАТ(A1;10)*100+ЦЕЛОЕ(ОСТАТ(A1;100)–ОСТАТ(A1;10))+ЦЕЛОЕ(A1/100)), а затем ребята самостоятельно ищут формулу, которая переводит число в текст и решают этот же пример с текстовыми функциями. Обычно за этим следует вопрос «А почему не рассказали об этом способе раньше?»