Задачи:
- уточнять, обогащать и активизировать словарь по заданной теме;
- расширять знания детей о животных Африки;
- упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям животных; в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- упражнять в употреблении существительных в Т.п.;
- совершенствовать навык образования прилагательных способом слияния основ;
- закреплять навык оформления своих мыслей сложно-подчинённым предложением;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать эмоциональную сторону речи;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: мультимедийная аппаратура; ширма, костюмы животных жарких стран, необходимый реквизит к инсценировке.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку и садятся на места.
Воспитатель: – Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы пожелали?
Предполагаемые ответы детей – Я бы хотела новые туфельки. Я бы хотел собаку и т.д.
Воспитатель: - А я бы хотела отправиться в Африку, чтобы увидеть разных животных, кто со мной? Давайте пригласим в путешествие наших мам.
Мама: - А как же мы попадём в Африку?
Воспитатель: - Нам помогут 3 вещи: наше богатое воображение, друг компьютер и весёлая песенка.
Дети поют припев песни «Чудо – Африка» (Ж. Цыбров)
Логопед: - Вот мы и в Африке (слайд). Здесь много разных животных (слайд) Расскажите, кого вы узнали, не забудьте подобрать определение, подходящее каждому зверю.
П.о.д. - Я узнал полосатую зебру, длинношеего жирафа, быстрого гепарда, толстоногого слона и т. д.
Логопед: - Что вы знаете об этих животных?
П.о.д. – Я знаю, что нос слона называется хобот. Слон хоботом срывает с деревьев листья и плоды, набирает воду и устраивает себе душ.
- Я знаю, что жираф – самое высокое животное на планете.
- Я знаю, что гепард – самое быстрое животное на планете и т.д.
Логопед: - Дети, посмотрите, кто хочет с нами познакомиться? (слайд)
О.д. – С нами хочет познакомиться слонёнок.
Логопед: - Он очень любопытный, давайте о нём споём.
(песня с движениями «Любопытный слонёнок»)
Логопед: - А вы хотели бы узнать про животных Африки что-нибудь интересное? Задавайте свои вопросы.
Дети задают вопросы, мамы отвечают.
- Я хочу знать, зачем зебре полоски?
Мама: - Когда хищник догоняет зебру, полоски мелькают перед его глазами, вызывая болевые ощущения. Зачастую хищник прекращает погоню.
- Я хочу знать, чистят ли звери зубы?
Мама: - Есть такой любопытный факт, что крокодилам и бегемотам чистить зубы помогают маленькие птички. Они бесстрашно достают кусочки пищи и мелкие камушки. Которые застряли у крупного животного между зубами.
- Я хочу знать, почему у слона толстые ноги?
Мама: - Для того, чтобы не проваливаться в песок и в илистое дно водоёмов.
- Я хочу знать, зачем слону такие большие уши?
Мама: - Слон пользуется ушами в качестве веера, а также отгоняет назойливых насекомых.
Мама: - Я хотела бы узнать, как правильно фотографировать животных в природе?
Логопед: - Ответ на этот вопрос нам даст компьютер.
(эпизод из научно-популярного мультфильма «Мои первые животные» студии Саунд Берг).
В-ль: - Дети, кто показался на тропинке? (слайд)
О.д. – На тропинке показалась черепаха.
В-ль: - Нас ждёт в гости целое черепашье семейство, почти такое же, как в нашем стихотворении (слайд)
У чере, черепашонка костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки, хоть носи её сто лет.
Сшили эту рубашонку своему черепашонку
Чере-мама, чере-папа, чере-баба, чере-дед. (рассказывает ребёнок)
В-ль: - Давайте разберёмся, кто здесь мама, кто папа, где дед и баба?
П.о.д. – В верхнем левом углу - мама, в нижнем правом углу – дед и т. д.
В-ль: - Посмотрите внимательно и догадайтесь, на кого похож черепашонок?
П.о.д. – Черепашонок похож на папу.
В-ль: - Дети, кто показался на тропинке? (слайд)
О.д. – На тропинке показалась обезьяна.
В-ль: - Она предлагает нам поиграть.
Пальчиковая игра «Озорные обезьянки» (Е.Чистякова)
В диких джунглях на полянке озорные обезьянки
(поскоки по кругу, руки с растопыренными ладошками)
Скачут, кувыркаются, по стволам взбираются,
Бананами бросаются, на хвостах качаются.
(на каждое слово-действие загибаем по одному пальцу на обеих руках)
Вот какие обезьянки веселятся на полянке.
(хлопки в ладоши)
Музыкальная игра «У жирафа пятна» (муз. Железновых)
Логопед: - Дети, вновь кто-то спешит к нам (слайд).
П.о.д. – К нам спешит зебра.
Логопед: Какая она грустная. Дело в том, что детёныши животных заболели (слайд). Расскажите, что у них болит.
П.о.д. – У львёнка болит лапа. У верблюжонка болит нос. У жирафёнка болит шея и т. д.
Логопед: - Кто может помочь малышам?
О.д. – Доктор Айболит может помочь малышам.
Логопед: - Доктор Айболит лечит с помощью соков. Как называется такой метод лечение? (сокотерапия) Расскажите, какими соками д.А. вылечил зверят.
П.о.д.
– Доктор Айболит вылечил львёнка лимонным соком,
......... жирафёнка - апельсиново-банановым соком,
…….. верблюжонка – мультифруктовым соком и т. д.
Логопед: - Дети, посмотрите на жирафа (слайд). По-моему он чем-то озадачен. В этом нам поможет разобраться «Сказка про вредного попугая и умного жирафа».
Инсценировка «Про вредного попугая и умного жирафа»
(по мотивам сказки М. Пляцковского)
Автор: - В Африке, на высокой пальме жил попугай Эйты!
Попугай: - Привет! Это я!
А: Это был не очень добрый попугай, он любилдразниться!
П: - Хм! Подумаешь!
А: - Ползет мимо крокодил, а попугай кричит.
П: Эй, ты, крокодил, как ты в лужу угодил?
Крокодил: - Как обидно!
А: Проходит бегемот, а попугай надсмехается.
П: Эй, ты, бегемот, твой портрет в журнале мод?
Бегемот: - Зачем дразнишься?
А: - Топает носорог, а попугай веселиться.
П: - Эй, ты, носорог, не цепляйся за порог!
Носорог: Эх, такое хорошее настроение испортил!
А: Дом попугая находился рядом с магазином. Директором магазина был жираф Долговязик.
Жираф: Надо что-то делать! Так он мне всех посетителей разгонит! Ага, придумал! Подарю-ка я попугаю Эйты к дню рождения зеркало!
А: - Теперь Эйты целыми днями сидит у зеркала и сам себя дразнит.
П: Эй, ты, попугай, сиди дома, не гуляй!
Жираф: - А покупатели спокойно ходят в мой магазин.
Логопед: - Да, не хорошо дразниться. А вот придумывать приятные стихи для кого-то – интересно. Один добрый человек назвал их «дружбостишия». Давайте попробуем сочинить несколько дружбостиший (с участием родителей)
Главное правило – не высмеивать недостатки, а подчёркивать достоинства того, про кого вы сочиняете.
Например:
У жирафа длинная шея – в баскетбол играть он умеет!
По реке бегемот как большой корабль плывёт!
Очень добрая малышка – наша милая мартышка!
Он большой и сильный он – Африканский серый слон!
Добрым будь попугай, дружбостишья сочиняй!
В-ль: - Какое весёлое путешествие у нас получилось, сколько интересных животных мы повстречали и подружились с ними.
Дети исполняют «Песенку о дружбе » Муз. И. Галимовой, сл.сВолжанина
Логопед: - Нам пора возвращаться домой.
В этом нам вновь поможет весёлая песенка (припев песни «Чудо-Африка»)