Цель изучения истории состоит не только в усвоении большего или меньшего набора фактов, но и в осмыслении хода событий, их внутренней взаимосвязи, закономерностей исторического процесса. Курс истории должен обладать своей внутренней логикой, строиться на основе определённых стержневых идей.
Цели урока:
- Сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права, путем анализа положения реформ выявить ее прогрессивные черты.
- Уметь на анимированной исторической карте отметить государства США и России.
- Вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к истории.
- Оказать помощь учащимся в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала, повысить уверенность к себе, в свои знания.
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах.
- Развивать информационную культуру учащихся.
- Воспитывать уважение к истории России и других стран.
Историю России необходимо рассматривать в контексте всемирной, в первую очередь европейской, истории. Следует уделить внимание сопоставлению форм организации общества и властных институтов, роли тех или иных социальных слоёв в Европе и в России, их культурным контактам. Изучение истории России постоянно соотносить с тем, что известно учащимся по истории зарубежных стран. Подготовка и проведение игры: для проведения игры образуются три команды. Две команды моряков, команда хранителей исторических событий и в роли помощницы выступает Клио. Игра состоится в форме презентации. В ходе игры на экран выводятся вопросы, основные элементы и составляющие игры, задания и правильные ответы, иллюстрации, исторические документы, карты. Дополнительно учащимся был заранее предложен текст статьи Ирины Супоницкой «Раб и крепостной». Если в школе отсутствует данное оборудование, можно использовать печатные материалы, раздаточный материал.
Ход работы
Ведущий (учитель). Дорогие ребята! В мире всегда происходит что-то впервые,вот и наше путешествие в поисках исторической истины, будет проходит впервые.Ее Величество Клио будет нашей помощницей и вместе с некоторыми из вас хранительницей новых ваших открытий. Еще а Экклезиасте сказано: «Что было, то будет, и что творилось, то и творится., и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри новость! А уже было оно в веках. Что прошло до нас». История любит повторения, и тем интереснее для нас к ним возвращаться вновь и вновь. Вот и сегодня мы попытаемся вспомнить то. что произошло более 150 лет назад. Правда, иногда трудно установить ту грань,за которой заканчивается одно и начинается другое событие. Итак, наши экипажи в путь. И девять баллов по килем!
Капитан корабля. Матрос, посмотри что там за бортом корабля?
Матрос. Бутылка капитан.
Капитан. Поднять на палубу.
(Слайд1. Используется текст с ограничениями для одной команды и для второй команды.)
Ответ. США. А. Линкольн.
Ответ. Крепостной. Помещик, крепостной, помещик, власть.
Ведущий. Прекрасно справившись с первым заданием первая команда оправляется в США, а вторая в Российскую империю 19 века. А для того, чтобы правильно добраться вам понадобятся карты. Выберите путь, по которому вам предстоит совершить дальнейшее плавание. (Слайд 2) По анимационным картам, команды выбирают путь путешествия и отвечают на следующие вопросы:
Первая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение рабовладельческой территории США (юг США).
Вторая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение той территории, которую вы собираетесь посетить.
Работа с анимационной картой США
Российская империя
Ведущий. Мы очень рады, что вы добрались к месторасположению и бросили якоря. Но для того, чтобы разобраться в посланиях предков, вам надо подойти к нашим хранителям истории и взять следующие задания. Команда американцев получает иллюстрацию и работает над следующими вопросами по иллюстрации:
- Что изображено на иллюстрации? К какому событию политической жизни или историческому событию, или повседневной жизни можно отнести иллюстрацию?
- Какие предметы, место действия описаны в картине?
- Можно ли указать время создания данной иллюстрации? Кто изображен на картине? Можно ли легко узнать лица изображенных, их социальное положение?
- Как расположены герои, группой или поодиночке?
-Какие художественные средства изобразил автор: цвет, ...?
- Какая значимость этого изображения, как символа эпохи?
- Какая общественная позиция автора картины, одобряет ли он изображенное событие или нет?
- В чем ценность информации, которую он несет в себе?
Такое же задание получает вторая команда.
|
|
Крестьяне Спасского-Лутовинова. |
Улица села Спасского. Фото В.Каррика. 1883 г. |
Результаты работы учащиеся отдают хранителям истории, который складывается в специальные архивные папки.
Клио. Уважаемые путешественники, перед вами представлены различные точки зрения на рабов в США и крепостное право в России, прочитайте их и попытайтесь отстоять свою точку зрения на проблему.
США | Россия |
Линкольн осуждал. Он говорил: «Если
рабство не зло, то зла в мире вообще нет!»
Южане заявили, что будут руководствоваться убеждением: «Рабство – это нормальное состояние для негров». Позицию правительства северян определил Линкольн: «Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение союза, а не спасение или уничтожение рабства». Один раб передал слова своего хозяина: «Хорошо накормленный здоровый ниггер после мула – лучшее вложение капитала». Враждебность рабов порой переходила в ненависть, поэтому с отменой рабства многие из них ушли от своих хозяев, что те расценили как неблагодарность и даже предательство. |
Речь Александра II, произнесенная им
30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными
предводителями дворянства:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.» Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, – ему не дело делать, а день убить». Федоров В.А.: «Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...». |
Работая с документами, ученики выделяют следующие причины отмены крепостного права:
- Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
- Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
- Крепостное право – угроза общественному спокойствию.
- Крепостное право ничем не отличалось от рабства
- У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: личная зависимость‚ отсутствие собственности‚ бесправие. Они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь
Выводы отдаются хранителям истории и пополняют архивную папку.
Ведущий. А теперь внимание на экран! Перед вами зашифрованный пазл. Ваша задача собрать его и расшифровать.
- Кому принадлежали данные слова?
- Какую общественную позицию высказывает автор?
«Хорошо накормленный здоровый ниггер после мула – лучшее вложение капитала».
Возможные ответы. Принадлежат рабу. Невольники прекрасно понимали, что о них заботятся только потому, что они – дорогая собственность. Отношения между рабовладельцами и рабами чаще всего не были дружескими. Бывшие рабы признавались, что вовсе не считали своих хозяев «отцами», а видели в них эгоистичных людей, преследующих личную выгоду.
«Чтобы они работали честно не только тебе‚ но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись‚ мужик на всё способен – сделается и вор и пьяница‚ погубит свою душу. ... Будь патриархом... Мужика не бей... Воспитай его как сына...» (Гоголь.)
Возможный ответ. «Барин обязан кормить»‚ – заявляли крестьяне. Крестьянин по натуре не способен заниматься хозяйством‚ поэтому необходим постоянный контроль над его деятельностью. Крестьяне были уверены‚ что помещик должен им помогать и выручать в трудную минуту.
Хранители истории. Итак, путешественники. Что мы можем вложить в нашу папку, какой еще аргумент?
1 команда. Рабовладелец Юга не зависел от государства, поскольку раб был его частной собственностью Капитализм на Юге развивался, но «духа» капитализма там не было.
2 команда. В неурожайные годы государство заставляло помогать крестьянам. В 1840 г. правительство потребовало от помещиков подписки-обязательства кормить крестьян до следующего урожая. Крепостничество препятствовало индустриализации.
Клио. Уважаемые хранители истории, наши путешественники скоро приплывут к своим исходным точкам отправки, где поделятся своими знаниями об услышанном и увиденном. И пока вы будете готовить архивные папки, я предложу путешественникам следующее занятие.
- Ребята, используя данные слова, составьте небольшой рассказ о жизни раба в США (негр, раб, плантатор, Р.Лоундес: «Без негров этот штат переродится в один из наиболее презираемых в Союзе.) Негры – наше богатство, наши единственные естественные ресурсы». «Мой дорогой старый хозяин, — писала служанка, которую Дэбни устроил на работу в городе, – хотя цветной расе была дана свобода, я часто тоскую по старым временам рабства, когда мы все были так счастливы и довольны...»
- Для второй команды (помещик, крепостной, земля, выкуп). Юсупов «Они полагали‚ что барский хлеб‚ как ими собранный‚ есть и их собственность‚ и даже украсть у барина не грех», условия натурального хозяйства не стимулировали роста производительности труда. Крестьянин в лучшем случае мог прокормить себя).
Свои рассказы ребята зачитывают и отдают хранителям истории.
Клио. Уважаемые путешественники, хранители истории собрали все аргументы и ваши исследования. Обменяйтесь, пожалуйста, папками для ознакомления и дальнейшего сохранения в библиотеке хранителей истории. А капитаны команд могут подвести итоги путешествия.
Итак‚ рабство и крепостное право‚ бесспорно‚ различны как и общества‚ в которых они существовали. Но принудительный труд‚ личная зависимость‚ бесправие‚ сближают раба и крепостного‚ воспитывая сходные черты в психологии и поведении, Подавляющее большинство рабов в США – 95% – жили и работали в южной части страны (до 1861 года, когда рабство было отменено на всей территории США), на Севере рабства не было. Результатом этого было большое расслоение между богатыми и бедными на Юге – на Севере разрыв в доходах был намного меньше. В 1860 году две трети американцев, обладавших состоянием $100 тыс. и более, жили в южных штатах. При этом, по уровню жизни, Юг (естественно, оценивался уровень жизни белого населения) занимал четвертое место в мире, Север – 9-е место.
Можно выделить два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие споры: земля и выкуп. В зависимости от этого, были разработаны проекты освобождения крестьян. В России крепостное помещичье хозяйство также не переживало упадка‚ и не его внутреннее развитие стало причиной отмены крепостного права. В первой половине ХIХ в. оно начало переходить к товарному производству‚ помещики больше использовали сельскохозяйственную технику‚ агрономию‚ увеличивая барщину.
Домашнее задание. Ознакомится с архивными папками противоположной команды.