Создание ситуации успеха на уроке и во внеклассной работе через деятельностный подход

Разделы: Начальная школа


В пояснительной записке в новых стандартах образования начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

В современном обществе резко возросла информированность детей. Раньше школа была основным источником информации о мире, человеке, обществе…
Сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира.
Дети мало читают, невостребованным оказывается богатство мировой художественной и справочно-познавательной литературы. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения поколению.
Начальная школа недостаточно учитывает, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Результатом слишком быстрого замещения их занятиями учебного типа становятся трудности в обучении.
Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития.

Обозначенные выше проблемы обуславливают главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»?
Что взять за его основу?

Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «школу радости».

Ожидание радости – источник его движения вперед. Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого.

Итак, повторюсь, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого, от успеха.

С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии. Тактики учителя, семьи.
Я провела опрос детей «Закончи предложение»

Я чувствую себя уверенным, когда учитель …

25% – когда учитель поддерживает меня, помогает мне;
35 % – когда учитель улыбается мне и говорит что-то приятное.
Мне всегда приятно, когда учитель хвалит меня – ответили 75% учащихся.

Реализовать возможность оценить деятельность, похвалить каждого ученика можно в том случае, если он (ученик) является:

– активным участником учебного процесса;
– не объектом, а субъектом учебной деятельности.

Научиться играть на флейте можно только, играя самому. (Сократ)

Еще Сократ говорил о том, что деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Следуя этим принципам каждый этап урока имеет конкретную цель, например:

Организационный момент

(мотивирование к учебной деятельности)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

Возникновение проблемной ситуации (тема урока)

Методы постановки учебной проблемы:

– побуждающий, подводящий диалоги;
– мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.

Рефлексия (самооценка результатов своей деятельности и всего класса.)

Вопросы:

– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
и другие.

Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностныйподход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода в обучении и внеклассной работе.

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.

Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта.

Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности 1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности
2. Учебные действия по достижению цели 2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций
3. Учебный контроль 3. Контроль, коррекция
4. Оценка деятельности, рефлексия 4. Оценка деятельности, рефлексия

Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.