Музыка и другие виды искусства ( в помощь учителям музыки и МХК). 5-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирование личности.
Задачи:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературы и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • формировать систему знаний нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Программа музыкальных занятий в пятом классе направлена на установление внутренних связей с другими школьными дисциплинами. Граница междисциплинарных взаимодействий позволяет включить в себя значительный круг учебных дисциплин, таких как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение. Многие из перечисленного являются представителями разных видов искусства, но постоянной опорой становятся родственные музыке виды искусства – литература и живопись.

Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусства не только неотделимы друг от друга, но напротив связаны многими нитями и знание одного из них помогают более глубокому восприятию и пониманию остальных.

На уроках первого полугодия мы выясняем с детьми связь между музыкой и литературой и тех дисциплин, которые помогают ярче раскрыть художественный образ произведения. Дети понимают, что ни будь музыки – не было бы многого в литературе, что не только писатель-поэт помогает музыке, но и музыкант – композитор помогает поэзии, литературе. Что без истории, изобразительного искусства, МХК невозможно создать в музыке произведение крупной формы: оперы, балета и других программных произведений. Одним из ярких примеров междисциплинарных взаимодействий является изучение оперы Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка», как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть жанры – опера, балет, оратории (представители крупных форм). Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке.

Рассмотрим урок, на котором дети самостоятельно обращают внимание на связь музыки с другими видами искусства, на примере оперы Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка» или оперы «Ночь перед рождеством».

ХОД УРОКА

Учитель: Рассмотрим, что же нужно нам для того чтобы опера состоялась? Вспомним: Что такое опера? К каким видам искусства, нам придется обращаться и какие предметы являются представителями отдельных видов искусства?

Ученики: Нужна литература?

Учитель: Почему?

Ученики: Нужно знать о чем писать, а если это опера, то нужен сюжет, то есть – литературное произведение.

Учитель: А что еще?

Ученики: Музыка.

Учитель: А достаточно ли музыки и литературы, чтобы опера состоялась? Вспомним, что такое опера? (Надо выбрать среди ответов учащихся правильный или помочь выйти на правильный ответ)

Ученики: Опера это спектакль.

Учитель: А где мы можем смотреть и слушать оперу?

Ученики: В театре

Учитель: Так значит, чтобы состоялась опера, то есть музыкальный спектакль, мы обращаемся к театру – как к одному из видов искусства. Это говорит о том, что огромную роль в создании оперы приобретает театральное действие. Но в театральном спектакле учувствуют профессиональные актеры. Должен ли оперный исполнитель быть не только хорошим певцом, но и актером?

Ученики: Да.

(Если ответа не будет, или он будет отрицательным, то надо в своем исполнении  или с помощью учащихся ребят довести их ответ до правильного.)

читель: Да действительно оперный исполнитель должен быть еще и хорошим актером. (После этого можно дать ребятам д/з: с помощью родителей назвать выдающихся оперных артистов 20-го века). Мы уже говорили, что кроме театрального действия понадобится декоративное оформление спектакля, а к какому виду искусства мы обратимся в этом случае?

Ученики: К изобразительному искусству – это художники оформители, гримеры и костюмеры, которые в своем творчестве обращаются к истории.

Показ фрагмента оперного спектакля «Снегурочка».

Учитель: Да, действительно, чтобы показать красочную изобразительность оперного спектакля, яркое театральное представление, все это привлекало лучших художников живописцев к созданию декораций, костюмов и грима, то есть мы еще раз доказали, что одной музыки мало, нужно привлекать к работе над оперой представителей разных видов искусства, а изобразительное искусство, самое близкое к музыке. Где еще мы можем видеть союз музыки и других видов искусства?

Ученики: В кино – в художественном фильме или в мультипликации.

Учитель: Да в кино. (Ставит фрагмент к/ф «Снегурочка»). Так какие виды искусства нужны для создания к/ф?

Учащиеся перечисляют уже не раз услышанные на уроке виды искусства, которые нужны для создания х/ф.
Учитель ставит фрагменты мультфильма «Снегурочка» – сцена проводов «Масленицы», «хоровода» или фрагмента «в тереме Берендея».
На вопрос: «Что еще нам знакомо в этих фрагментах?» дети замечают солярные знаки на стенах терема Берендея, обрядный праздник – Масленица и мы вместе говорим, что это не только обращение к музыке, изо, истории, но все это мы видели и узнали на уроках МХК.
Подводя итог урока, дети делают вывод, что для создания произведения крупной формы в музыке, то есть оперного спектакля, мы постоянно видим связь музыки с другими видами искусства.

Список литературы:

  1. Программа по музыки 1-7 класс Д.Б. Кабалевского 2003 г.
  2. Программа по музыки 5-8 класс В.В. Алеев 2002 год, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
  3. Лейе Т.Е  О музыкальном жанре и различных видах «обобщения через жанр». 1972 г.
  4. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля Поспелов Г.Н. 1970 г.