Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по разделу »«Морфемика».
- Проверка усвоения понятий.
- Воспитание любви к русскому языку.
- Развитие умения применять свои знания.
Оборудование:
- перфокарты;
- условные значки «приставка, корень, суффикс, окончание»;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- рабочие тетради;
- технологические карточки личного учёта (см. Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока, знакомство с планом урока.
III. Лингвистический диктант.
- Раздел лингвистики, изучающий состав слова? (Морфемика.)
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов? (Корень.)
- Часть слова, которая служит для образования форм слова? (Окончание.)
- Часть изменяемого слова без окончания? (Основа.)
- Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка.)
- Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (Суффикс.)
IV. Повторение разбора по составу.
1. Повторение порядка морфемного разбора.
2. Разбор по составу с помощью условных значков:
- Безводный, крикливый, похвала, силач, рыбёшка.
3. Игра «Составь слово».
Зори – корень.
Голенький – суффикс.
Нога – окончание. (Зоренька.)
Подчистка – приставка.
Ходить – корень.
Сом – окончание. (Подход.)
Подпрыгнул – приставка.
Свеча – корень.
Умник – суффикс.
Тень – окончание. (Подсвечник.)
V. Орфография.
1. Перфокарта «Приставки на з-с».
2. Физкультурная минутка.
3. Словарный диктант на основе загадок.
Костяная спинка,
Жестяная щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка.)По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты.)В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь.)Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль.)Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)
- Вспомните и назовите слова- исключения из правил «о-ё после шипящих» и «и-ы после ц».
4. Распределительный диктант (корни лаг – лож, раст- ращ- рос):
- Предложение, слагаемое, прилагательное, вырос, росточек, изложение, сращение, отрасль, растение, излагать.
5. Работа с сигнальными карточками а – красная, о – зелёная:
- Заросли, растут, расположение, сращение, предлагать, росток, приложение, Ростов, сложение, поросль.
VI. Подведение итогов урока.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что повторяли?
- Что лично запомнил каждый из вас?
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному диктанту.