Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!
Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.
Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшения общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, подтвердила и работавшая в нашем городе комиссия (о множестве недостатков в нашем здравоохранении информация представлена в газете «Зеленый Дол» от 12.08.2010 г.). Всё это не дает основания ожидать позитивных сдвигов, если не будут приняты радикальные меры по охране здоровья детей. И, конечно, мы не можем оставаться равнодушными и стоять в стороне.
Поэтому уже не первый год наш коллектив работает над этой проблемой. «Растим здорового ребенка!» – таков девиз нашего детского сада. У нас воспитанники получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающие положительную эмоциональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспитательным воздействиям (см. Приложение).
Для эффективной организации оздоровительной работы была поставлена задача – объединить усилия сотрудников и родителей. Сотрудничество педагогов и семьи позволяет лучше узнать ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, достичь преемственности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада:
- заведующий;
- медико-психологическая служба, старший воспитатель, завхоз;
- педагоги, специалисты дополнительного образования;
- коллектив родителей;
- детский коллектив.
Совместно с администрацией, педагогами, и родителями разработана комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, которая получила название «Школа здоровья». Она включает в себя 4 основных направления:
- обеспечение психологического благополучия;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- духовное здоровье;
- нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Продумана преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.
Вся работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития, данных о семьях.
Проведены анкетирование и опросы: «Давайте познакомимся», «Ваш ребенок», «Какие мы родители?», «Стиль воспитания ребенка в семье», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье». Цель – выявление знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье. Было отмечено, что в некоторых семьях не создавались необходимые условия по выполнению режима дня, закаливанию, питанию.
С целью изучения использования закаливания в семьях так же проведено анкетирование родителей.
Мы отметили, что информацию и конкретные рекомендации по проведению закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике, 12% – при чтении специальной литературы, и только 25,7% – в детском саду.
Сравнили данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступления в детский сад: доля родителей, принимающих активное участие в закаливании своих детей, возрастает после поступления в ДОУ. Но родители использовали наименее трудоемкие процедуры, такие, как прогулки, хождение босиком по полу, полоскание горла. На вопрос о том, какие причины мешают родителям специальное закаливание ребенка постоянно, были получены следующие ответы: лень, занятость, отсутствие условий, индивидуальных рекомендаций.
Большинство родителей знали о роли физических упражнений в развитии ребенка, однако не умели правильно организовать подвижные игры, утреннюю гимнастику, не имели физкультурных уголков в домашних условиях.
При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью стало педагогическое и правовое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, при чем с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Изучая семьи, беседуя с родителями, педагог получает информацию об особенностях физического и психического развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют какие-либо отклонения в здоровье («Детская гиперактивность», «Особенный ребенок», «Прогоним детские страхи», «Левша в мире праворуких» и др.)
Полученный материал мы обобщаем, что позволяет нам в дальнейшем организовать беседы по группам.
Подгрупповые беседы в «Школе здоровья» проводят воспитатели и педагог-психолог, старшая медсестра. Приглашаются родители из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо разные семьи, но с одинаковыми проблемами. В беседах поднимаются темы: «Мать – воспитательница» (для неполных семей), «Кризисные ситуации в жизни ребёнка и его семьи», «Алкоголь в семье», «Опасная зависимость» и др.
Родительские собрания, конференции с приглашением ведущих врачей- специалистов города (педиатр, стоматолог, психоневролог), а так же, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.
Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.
На конференции «Физкультура и здоровье» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Вниманию присутствующих были представлены презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления), физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания Тагировых, Никитиных, Куликовых «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье. Благодаря проведенной работе, многие дошкольники стали посещать спортивные секции и часто занимают призовые места на городских и республиканских соревнованиях.
Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в нашем детском саду. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания (система П.К.Иванова, дыхательная гимнастика Стрельниковой, В.Травинки) в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.
Провели обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомили с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, побуждения.
Практикуем приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов. Привлекаем к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братье и сестер.
Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы содержат рекомендации в период адаптации ребенка в ДОУ, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.
Разработаны рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.
Практикуется обеспечение родителей методической литературой и рекомендациями по волнующим темам.
По совместно выработанной программе оздоровления родители обеспечивают учреждение шиповником, лекарственными растениями, настоем элеутерококка, интерфероном, оксолиновой мазью (по рекомендациям врача); принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания), нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало:
- Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
- Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей). Профилактика ранних заболеваний.
- Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
- Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
- Обеспечение профилактики детского травматизма.
- И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Очень радует коллектив ДОУ и, конечно родителей, что за последние годы у наших воспитанников все реже выявляются нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания верхних дыхательных путей. А такие диагнозы, как анемия, дефицит веса уже в течение первого года посещения ДОУ снимаются врачами.
Мы планируем продолжать своё сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, и будем искать все новые пути взаимодействия.